Четверг, 18 Апреля 2024

Соцсети на верху

Последние просмотры и популяр на главной


Warning: Creating default object from empty value in /home/host1418839/modelik.ru/htdocs/www/libraries/xef/sources/module/module.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /home/host1418839/modelik.ru/htdocs/www/libraries/xef/sources/module/module.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /home/host1418839/modelik.ru/htdocs/www/libraries/xef/sources/module/module.php on line 25
ТОП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО БАЛЛАМ
  • Толчинский
    12710.00 Points
  • Сотников Юрий
    8038.00 Points
  • Михайлов Павел Витальевич
    7549.40 Points
  • Brevnov Анатолий Викторович
    7375.00 Points
  • Добряков Александр Александрович
    6307.00 Points
ПОЛУЧЕНИЕ БАЛЛОВ НА САЙТЕ
  • Ежедневный вход
    Суворов Павел » 1.00 Points
  • Ежедневный вход
    Бетюников Андрей Александрович » 1.00 Points
  • Ежедневный вход
    Суворов Павел » 1.00 Points
  • Ежедневный вход
    Бетюников Андрей Александрович » 1.00 Points
  • Ежедневный вход
    Александр » 1.00 Points
ИНФОРМАЦИЯ ПО БАЛЛАМ
Для получения баллов и дальнейшему использованию сайта необходимо Зарегистрироваться или Войти под своей учетной записью;
Баллы необходимы для загрузки архивов сайта с чертежами, книгами и т.д. - КАК ПОЛУЧИТЬ БАЛЛЫ?
Кроме всего, на сайте есть возможность на прямую скачать весь архив сайта в формате *.ISO, размером ~8Gb.
Более подробная информация ЗДЕСЬ

Журнал - Техника молодежи 2003-6 "Великолепная семерка"

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 47
ПлохоОтлично 

Текст статьи

Сергей Александров

Никто из ее создателей, наблюдавших 15 мая 1957 г., как в казахскую степь падают обломки взорвавшегося при пер­вом пуске «изделия», и представить себе не мог, сколь... долгая и славная судьба ждет эту машину — первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету Р-7.
«Семерка» открыла космическую эру чело­вечества. Но как же случилось, что и сегодня, на пятом ее десят­ке, все та же ракета ос­тается самой-самой: самой запускаемой, самой надежной, самой востребованной, Ведь после гибели «челнока» «Колумбия», при неоп­ределенных перспекти­вах возобновления по­летов «шаттлов», имен­но она остается единст­венным средством полета человека в кос­мос!
История «рабочей ло­шадки» советской (а ныне российской, да и мировой) космонавти­ки как нельзя лучше до­казывает: ракетоноси­тели и космические ко­рабли — вершина не только техники, но цивилизации в целом.

ПЕРВЫЙ БЛИН... Судьба Р-7 тем более поразитель­на, что уже при ее созда­нии было совершенно оче­видно: конструкция ракеты в значительной степени вынужденная, далекая от оптимальной. Напомню, что заставило «семерку» стать такой, какой мы ее знаем.
Требовалось доставить 3 т (потом 5) груза на даль­ность 10000 и более км, для  чего разогнать эти 3 — 5 т до скорости, достаточно близкой к круговой (первой космиче­ской). Из формулы Циолковского одно­значно для данных компонентов топли­ва и удельного импульса двигателей определяется соотношение массы ра­кеты на старте с ее же массой в конце разгона, причем в последнюю входит не только полезный груз, но и конструк­ция баков и остальных частей аппарата.
С другой стороны, масса баков под определенное количество топлива оп­ределяется техническим уровнем про­мышленности, их изготавливающей. Хотя к этому времени масса баков, вмещающих одно и то же количество топлива, по сравнению, например, с Фау-2, сократилась почти в три раза, этого все равно хватало, что называет­ся, «впритык».
В результате, чтобы в те немногие проценты массы, которые остаются после выгорания топлива, втиснуть полезный груз и конструкцию, ракету пришлось делать большой. Размеры же отдельных блоков ограничивались необходимостью везти «изделие» со столичных заводов на дальний полигон (а потом — и в строевые части) по же­лезной дороге. Причем — скрытно.
Далее, ракета, рассчитанная на та­кие дальность и скорость, неизбежно становилась многоступенчатой. Сама по себе идея — сбрасывать ненужные по мере выработки топлива элементы конструкции — была не нова, однако никто пока не знал, как после отделе­ния ускорителя первой ступени запус­тить жидкостный ракетный двигатель второй. Делать это научились к 1960 г. А в 1954-м, когда выбирались основ­ные параметры «семерки», сроки ре­шения этой задачи даже не прогнози­ровались...
Ну и, наконец, тяжелая ракета требу­ет двигателей большой тяги. Однако попытка получить в начале 1950-х гг. тягу в 100 т с одной камеры для ракеты Р-3 закончилась полным провалом. Поэтому на «семерку», в конце концов, поставили 20 камер сгорания, объеди­ненные в 5 двигателей. Тяга каждой ка­меры не достигала и 25 т...
В результате родилась многоблоч­ная машина, у которой двигатели 1 - й и 2-й ступени стояли параллельно и за­пускались одновременно на Земле. При этом тяга 1-й ступени составляла 80% стартовой, а 2-я ступень работала в двое дольше первой. Форму цент­рального и боковых ракетных блоков выбирали, исходя из требований проч­ности, аэродинамики, устойчивости (и, вероятно, красоты), но никак не техно­логичности — отсюда конические «морковки» боковых блоков и сложная форма кислородного бака центрально­го блока.
Такая компоновка и жесточайшее требование максимально облегчить конструкцию ракеты потребовали гро­моздкого, сложнейшего и сверхтрудо­емкого сооружения, в кото­ром машина не стоит на стартовом столе, как было до и после, а ВИСИТ на верхних узлах крепления боковиков!

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЗАМЕНА. «Се­мерка» успешно решила обе задачи: встала на вооружение как межконти­нентальная баллистическая ракета и открыла человечеству дорогу в космос. Сегодня уже можно с полной уверенно­стью утверждать, что решение второй задачи помогло... упрощению первой: космические полеты стали наглядной демонстрацией научно-промышленной мощи Советского Союза и доказали, что у нашей страны есть чем охладить пыл вероятного противника. Уже зане­сенный над нами «воздушно-ядерный меч» был благоразумно «убран в нож­ны» (но отнюдь не сдан в музей).
А вот дальше... Заказчика Р-7 в каче­стве боевой ракеты никак не устраива­ла, в первую очередь потому, что и она сама, и ее стартовый комплекс были слишком громоздки. СП. Королев с этим полностью соглашался и тут же запустил в работу Р-9 (москвичи и гос­ти столицы могут видеть эту ракету у Центрального музея Вооруженных сил). Доставляя на ту же дальность за­ряд той же мощности (но в полтора раза легче), «девятка» была в 2,5 раза легче «семерки» и значительно ком­пактнее — она без труда встала в за­щищенные шахты. Кроме того, Сергей Павлович начал и грандиозную про­грамму разработки куда более прак­тичных, с военной точки зрения, даль­них ракет на твердом топливе, в чем мы тогда сильно отставали от США. На­конец, боевыми машинами также заня­лись КБ М.К. Янгеля и В.Н. Челомея,
И в качестве космического носителя долгая жизнь «семерки» не предпола­галась. Уже в 1960 г. Королев предложил семейство ракет «Н», в которое, помимо известной (и с несчастливой судьбой) гигантской Н1, должны были входить Н11, грузоподъемностью око­ло 20 т, и Н111 — 5 т с возможностью существенного увеличения полезного груза при переходе на водородное то­пливо. Есть основания полагать, что это семейство, будь оно создано, ре­шило бы все проблемы космического транспорта очень надолго — хотя бы потому, что конструкция ступеней ра­кет «Н» легко допускала доработки, обеспечивающие управляемый спуск в заданный район и повторное исполь­зование ракетных блоков.
Увы! По причинам далеко не техническим, Н11 и Н111 остались на бумаге, а с Н1 долго не знали, что делать, и в конце концов она полетела только в форсированном «лунном» варианте, но — неудачно...
Ни массовым, ни пилотируемым носителем не стал «Протон». Сначала его очень долго испытывали, а потом изме­нилась политическая ситуация, и В.Н. Челомей «впал в немилость» у «космического» руководства страны. Не ус­пел заменить «семерку» и специально для этого создававшийся «Зенит»: когда носитель нормально залетал, неко­му и не на что стало не только делать новые корабли, но и адаптировать к новой ракете старые; да и производитель — днепропетровский «Южмаш» — оказал­ся в другом государстве. Ну и послед­ний штрих к печальной картине развала отрасли: у всех на глазах мучительно умирает универсальная ракетно-косми­ческая транспортная система «Энер­гия» — «Буран»...



КАК АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА».
Меж тем космические «семерки» рабо­тали. Первый спутник, первый человек в космосе, первый автомат к Луне, первая межпланетная станция, первый спутник связи, наконец — первый спутник-разведчик. Трехступенчатый ракетоноситель «Восток-М» вместе со спутником оптического наблюдения «Зенит-2» стал первым космическим ком­плексом, принятым на вооружение Со­ветской армии. Вот тут-то все и началось!

Buch5_clip_image003


Так устроен носитель  «Союз» (в варианте со спутником-разведчиком)
Цифрами        обозначены: 1 — один из 4 блоков первой ступени; 2 — центральный блок — 2-я ступень; 3 — 3-я сту­пень; 4 — полез­ный груз; 5 — спутник типа «Зенит»; 6 — двигатель 1-й ступени; 7 — двигатель 2-й ступени; 8 — двигатель 3-й ступени; 9 — керосин; 10 — жидкий кислород; 11 — перекись водорода.
«Русь»   (она  же «Союз-2») с разгонным   блоком «Фрегат». Полезная нагрузка при выходе на низкую околоземную орбиту — 8,2 т.
Ракетоноситель «Аврора» с разгонным блоком «Корвет». Грузоподъемность при старте с Байконура —11 тонн с выходом  на низкую околоземную орбиту или 1,6 т — на геостационарную.

 

«Зенит» (не путать с одноименным ракетоносителем!) снимал цели «обычным» фотоаппаратом (точнее, 4), на фотопленку. Заказчику эта пленка, естественно, нужна на Земле, причем как можно быстрее, в идеале — немед­ленно, сразу после съемки. Но сажали тогда целиком весь спускаемый аппарат — вместе с пленкой и фотоаппаратами. И, соответственно, для постоянного контроля вероятного противника и других интересных точек земной по­верхности взамен севшему нужно было запускать новый спутник (и не один...). Значит, спутников и, соответственно, ракет для их запуска нужно МНОГО!
И в наглухо закрытом от иностранцев Куйбышеве бывший авиационный завод  №1, куда в 1959 г. было передано серийное производство «семерок» и носителей на их базе (а ныне завод «Прогресс») взялся за новое дело, да как! К настоящему времени число выпущенных «семерок» не менее чем девяти только базовых вариантов (Р-7, Р-7А, «Восток», «Восток-М», «Молния», 4 варианта «Союза») достигло поч ти  ДВУХ ТЫСЯЧ - это больше, чем построил аналогичных ракет весь  остальной    мир вместе взятый...
Никакой другой носитель на планете не имеет та­кой серийности и такой статистики, а ведь это говорит I . о надежности ра­кеты. И все уже забыли, что когда-то «семерка» была сложной и технологичной — производство-то отработано!
Заводской «прогрессовский» анек­дот: в начале 1960-х на завод пришла юная худенькая девушка. Ее поставили контролером на сборку баков, дабы она протискивалась в 60-сантиметро­вый технологический люк и осматрива­ла сварные швы изнутри. Прошли годы. Подпись «контролер такая-то» стояла на документации носителей, выво­дивших наших космонавтов, межпланетные станции, спутники военного и двойного» назначения. И вдруг выяснилось, что за 30 лет худенькая девушка несколько «раздалась вширь», и в технологический люк пролезала лишь ее голова... О контроле сварных швов изнутри, естественно, речь уже не шла, однако отказов не было!
В 1990-м на Байконуре, в монтажно-испытательном корпусе, полковник космических частей Министерства обороны сказал практикантам (в число которых входил и автор этой статьи):
— Мы стремимся, чтобы наша тех­ника была такой же надежной, как автомат Калашникова. С ракетой, — он показал на собираемую «семерку», — мы этого уже достигли.
«СОЮЗ» - ЭТО НАДОЛГО. Четвертое десятилетие наши космонавты перед стартом привычно занимают полно­стью удовлетворяющие требованиям медицины, но не слишком комфортные амортизирующие кресла «Казбек» в спускаемом аппарате космического корабля «Союз». Как и в случае с раке­тоносителем, вряд ли создатели этого корабля радуются столь долгой жизни своего детища...
Основой «Союза» (обозначение в КБ — 7К) стал спускаемый аппарат новой, фарообразной, формы. Она — компромисс между необходимостью обеспечить скользящий, управляемый вход в атмосферу Земли (для чего нуж­ны аэродинамическое качество, соот­ветствующие обводы) и габаритными ограничениями, накладываемыми раз­мерами носителя. Управляемый вход в атмосферу потребовался отнюдь не для снижения перегрузок, действую­щих на экипаж при посадке (хотя это он тоже обеспечивает): возвращение кос­монавтов с Луны предполагалось со второй космической скоростью, при этом коридор входа в земную атмо­сферу (ниже — разрушение от скоро­стного напора и перегрева, выше — кошет и уход дальше в космос; кстати, в 1960-х «ТМ» неоднократно и под­обно расписывала, что это такое) получался очень узким, и удержаться в нем можно было только управляя траекторией спуска.
Новый корабль предназначался для решения самых разных задач, но в первую очередь — для отработки сты­ковки и орбитальной сборки. И полет к Луне сначала предполагался на соби-1емом на околоземной орбите «ра­тном поезде», который там же дол-сен был и заправляться от специаль­ных танкеров. Кроме того, предпола­галось создать на базе того же спуска­емого аппарата комплекс 7К-ВИ воен­ного назначения — для инспекции кос­мических аппаратов потенциального противника и разведки наземных це­лей. Очень скоро от этих амбициозных планов пришлось отказаться, от них остались лунники Л1 (он же «Зонд», с номерами от 4 до 8), ЛЗ (ушедший в небытие вместе с ракетой Н1) да еще корабль для отработки стыковки... Впрочем, система управления и ряд других технических решений, предло­женных для 7К-ВИ, через много лет были использованы на «Союзе-Т», но об этом дальше.
Программа отработки стыковки бы­ла — пусть не без огрехов — выполнена. А лунная — свернута, как утратив­шая политическую необходимость. И перед космонавтикой, ставшей уже огромной отраслью промышленности, встал вопрос: что дальше? Как был найден верный ответ: орбитальные станции — тема отдельного разгово­ра. Здесь же отметим: орбитальной станции нужен транспортный корабль.
И оказалось, что готов к этой роли только «Союз». Пусть, в силу своего «лунно-отработочного» происхожде­ния, он был и остается далеким от иде­ала именно как транспортное средст­во, но он — БЫЛ. И есть.
К середине 1970-х корабль серьезно модернизировали: на «Союзе-Т» поя­вилась цифровая ЭВМ, полностью из­менились топливная система и двига­тельная установка, был перекомпоно­ван спускаемый аппарат; экипаж, как и в самом первом варианте, вырос с двух до трех человек, но уже в скафандрах. Еще через 10 лет «Союз-ТМ» получил совершенно новую радиотехническую систему стыковки, не требующую раз­ворачивать навстречу кораблю все бо­лее громоздкую станцию. Наконец, в 2002-м в первый полет отправился «Союз-ТМА». Радикально обновилась бортовая электроника, изменились амортизирующие кресла: теперь в них могут летать космонавты большего, нежели прежде, роста — дань современной акселерации... В тех же целях «в ногах» космонавтов в обшивке появились выштамповки — впрочем, снаружи они не видны, поскольку укутаны абляционной теплозащитой.
Смена «Союзу» так и не пришла. ТКС, транспортный корабль снабжения, во-первых, создан В.Н. Челомеем, а во-вторых, рассчитан под запуск «Прото­ном», результат — см. выше. О «Буране» мы уже упоминали, да он и без того у всех на слуху. Наряду с ним, в 1980-х НПО «Энергия» разрабатывало очень интересный проект корабля «Заря» — многоразовый аппарат с вертикальной посадкой на специальных ракетных двигателях. Рассчитанный на транс­портировку до 8 человек, внешне он представлял бы собою «фару» «Сою­за», диаметр которой увеличивался с 2,2 до 4,1 м (остальные размеры — в той же пропорции). Стартовая масса планировалась в 15 т, запускать «Зарю» предполагалось «Зенитом».
Посадка на двигателях, несмотря на ее перспективность, вызывала (и вызывает) массу вопросов и наверняка потребовала бы объемных и длитель­ных испытаний. Сил и средств на это у отрасли в конце 1980-х — начале 1990-х уже не было.
КАКИЕ НАШИ ГОДЫ!.. Еще в 1960-х прорабатывались различные варианты дальнейшего развития «семерки»: на­пример, с 6-ю боковиками и ядерным двигателем на центральном блоке; с 3-й ступенью на водородном топли­ве; со спасаемыми боковыми блоками многократного использования... Все они остались на бумаге. Прошли деся­тилетия, ожидавшаяся замена не поя­вилась, зато возникли новые обстоя­тельства.
Отечественная космонавтика — де­тище ВСЕГО Советского Союза, еди­ной страны. И когда создавалась коо­перация заводов-изготовителей, даже в страшном сне никому не могло при­видеться, что харьковская система уп­равления ракетой вдруг окажется... импортной! Или что Казахстан, став в одночасье независимым государст­вом, потребует сократить поля паде­ния отработанных ступеней... К тому же в прежние времена космическую промышленность объединяло Мини­стерство общего машиностроения. А сейчас на космос работают несколь­ко предприятий, экономически само­стоятельных... Результатом их усилий стали программы «Русь» и «Ямал» — «Аврора».
Первоначальная идея была в том, чтобы получить новый носитель, мак­симально используя наработанные технологии, а главное — существую­щий уникальный стартовый комплекс. Однако постепенно программа «Русь» (или «Союз-2») свелась к модерниза­ции двигателей, незначительной пере­делке 3-й ступени и к созданию совер­шенно новой системы управления, уже не украинского, а российского произ­водства.
Проект «Ямал» куда амбициознее. Если боковые блоки ракеты остаются без существенных изменений, то цент­ральный меняется полностью — под двигатель в полтора раза большей тяги, созданный в начале 1970-х для ракеты Н1. Соответственно меняется и 3-я ступень, а грузоподъемность в результате возрастает с 7 до 11 т! Своим названием носитель обязан одноимен­ным спутникам связи, для запуска ко­торых на геостационарную орбиту и предлагается.
Под названием «Аврора» та же ракета предложена для запуска спутников с коммерческого космодрома, строя­щегося на острове Рождества в Австралии (хотя наш опыт международных проектов в аэрокосмической области дает основания для скепсиса).
Как бы там ни было, уже нет сомнений, что в этом ли, в другом ли качестве модернизированная «семерка»
отметит свой полувековой юбилей, а при сохранении нынешней ситуации в стране доживет и до следующей круглой даты...

Xpert Tabs in MainBottom


Warning: Creating default object from empty value in /home/host1418839/modelik.ru/htdocs/www/libraries/xef/sources/module/module.php on line 25

Галерея сайта


modelik.ru_PARUS_31
modelik.ru_PARUS_332
modelik.ru_KORABLI_82
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 18
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 23
Бронетехника на сайте modelik.ru 56
Авиатехника на сайте modelik.ru 110
Авиатехника на сайте modelik.ru 86
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 64
Бронетехника на сайте modelik.ru 36
Авиатехника на сайте modelik.ru 116
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 97
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 15
Wallpaper
modelik.ru_PARUS_49
Авиатехника на сайте modelik.ru 90
Грузовые автомобили на сайте modelik.ru 13
Бронетехника на сайте modelik.ru 16
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 17
modelik.ru_PARUS_290
Бронетехника на сайте modelik.ru 65
Грузовые автомобили на сайте modelik.ru 2
modelik.ru_PARUS_136
Бронетехника на сайте modelik.ru 83
Бронетехника на сайте modelik.ru 54
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 95
Грузовые автомобили на сайте modelik.ru 69
modelik.ru_KORABLI_48
Грузовые автомобили на сайте modelik.ru 41
modelik.ru_KORABLI_39
Легковые автомобили на сайте modelik.ru 98
modelik.ru_KORABLI_146

Бренды моделирования