Спасибо, всем. Если мы затронули тему героизма наших моряков и солдат в Русско-японскую войну, то и те и другие явили миру немало примеров самоотверженности, верности долгу и личного мужества. Вот, один эпизод этой войны, на мой взгляд, очень показательный. После гибели адмирала С.О. Макарова, японские корабли, броненосцы, крейсера и миноносцы, постоянно "утюжили" воды почти перед входом на внешний рейд Порт-Артурской гавани. Видимо знали о приказе "не рисковать, не выходить", разумется все офицеры и команды кораблей готовы были драться, но приказ ... Вот только не все командиры были готовы подчиняться этому приказу. 14 мая 1904 года, нашел туман и командир минного заградителя "Амур", капитан 2 ранга Федор Николаевич Иванов 6-й (будущий вице-адмирал), отдал приказ сниматься с якоря, "выбежав" на внешний рейд, корабль исчез во мгле (это было очень важно, Артур кишел японскими шпионами), через 2,5 часа он так же неожидано вернулся, целый и невредимый .., только на борту не хватало 50 мин.
Утром 15 мая, японцы снова устроили "променад", в виду артурской эскадры, впереди шли броненосцы "Шикишима", "Хацусё" и "Яшима. В нескольких милях от берега, повернули "все вдруг", и двинулись строем фронта. . В 9.55 под кормой флагманского "Хацусё" грохнул взрыв, адмирал Насиба отдает приказ разворачиваться, на развороте, на мину налетает "Яшима", корабль накренился и замедлил ход. Дальше, "передаю слово", ст. офицеру крейсера "Диана" В. Семенову. - « - Японец! На мине! – выкрикнул вместо доклада унтер-офицер, присланный с вахты… Что творилось наверху!.. Люди лезли на ванты, на мачты, стараясь подняться как можно выше, надеясь в просветы между Золотой, Маячной и Тигровой горой увидеть что-нибудь своими глазами… Старший артиллерист, забыв ревматизм, бежал на марс, мичмана громоздились под самые клотики… Внезапно на Золотой горе, на окрестных возвышенных батареях с новой силой вспыхнуло «Ура»!.. - Второй! Второй!.. Потонул! – ревели засевшие под клотиками мачт… Им даже не сразу поверили… Но вот повсюду замелькали семафорные флажки, на мачте Золотой горы взвился сигнал: «Японский броненосец затонул»… Сомнения не было…» Сигналом с русского флагманского броненосца «Севастополь» был поздравлен кавторанг Иванов с успешно проведённой операцией. На броненосце «Хатцусе» сдетонировали погреба боезапаса и он затонул в течение двух минут, «Яшима» же затонул по пути следования в ближайший японский порт. Когда после первого подрыва, подорвался и «Яшима» с японских судов начали вести лихорадочный огонь по воде, думая, что они подверглись атаке русской подводной лодки. В этот же день, в обстановке и паники и нервозности, вызванной подрывом двух новейших броненосцев, японский броненосный крейсер «Кассуга» таранит бронепалубный крейсер «Иосино» и тот тонет со всем экипажем. 15 (2) мая не даром вошёл в анналы военно-морской истории, как «чёрный день» японского флота. И вот почему. Даже спустя десятилетие в годы Первой мировой войны, гибель даже одного броненосного крейсер считалась серьёзной боевой потерей. А за десять лет до этого, основными кораблями боевой линии именно броненосцы, а не линкоры-дредноуты. У Японии их было всего 6 штук, то есть, затонули два корабля основной боевой линии, суммарным водоизмещением 30.000 тысяч тонн, треть японского броненосного флота. Обстрелы Порт-Артура с моря прекратились. Русский флот праздновал триумф. Фёдор Николаевич Иванов был повышен в звании до капитана 1 – го ранга, и награждён Золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость!». Стоит так же отметить, это были не единственные потери японцев на русских минах. За будущий период войны подорвётся не один десяток японских миноносцев, крейсеров и канонерок. Русские минёры в очередной раз показали, что они лучшие в мире в своём ремесле.?"
От себя. - А если б в это время вышли русские корабли?