Интересно устройство плавучего храма.
Помещение непосредственно церкви соорудили в носовой части корпуса судна. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. Исключая алтарь, её площадь составила более 40 кв.м.
В нижнем носовом помещении церкви был оборудован алтарь с иконостасом.
В Епархиальных ведомостях за 1910 г. есть описание некоторых икон и внутреннего убранства церкви. Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона святого Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображен по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями. На стенах и потолке плавучего храма были изображены сцены из Библии. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были парящие ангелы.
Помимо храма на хорах во время службы могли разместиться до 100 молящихся. Венчали церковь 5-ть позолоченные луковичные главы с крестами. Еще одна глава с крестом размещалась, чуть впереди на гостевом кубрике. Доминирующей надстройкой "духовного" парохода была звонница, она же рулевая рубка, выполненная в виде часовни и увенчанная куполом с крестом. Здесь мирно уживались корабельное оборудование и шесть колоколов весом от семи пудов (114,6 кг) до 12 фунтов (4,9 кг). Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов (253,9 кг).
В корме дополнительно было построено три каюты для церковного причта - священника, диакона и старосты.
Здесь же находился лазарет для прихожан и трапезная-столовая для неимущих. Исследователи истории парохода- церкви в начале полагали , что он (лазарет) просто лечил членов команды, если те заболевали. Но выяснилось, что медицинская помощь оказывалась всем нуждающимся в ней прихожанам, лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. Число амбулаторных больных, обратившихся за помощью в 1911 году, составило 145 человек, к 1912 году их количество
увеличилось до 250 человек. За врачебной помощью обращались не только православные, но и представители других религий – киргизы, калмыки, казахи. Не отказывали им и в трапезе в столовой-трапезне.
Все церковные помещения имели электрическое освещение, поскольку пароход по случаю переоборудования был электрифицирован.
Для церковных служб были назначены монашествующие и послушники Чуркинской обители в лице иеромонаха и иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара.
Светская команда состояла из 9 человек: командира, штурвального, трех матросов, машиниста, помощника машиниста и двух кочегаров.
В воскресенье 11 апреля 1910 г. пристань известного астраханского рыбопромышленника Беззубикова запрудил народ. С утра сюда начали собираться люди, желавшие принять участие в освящении плавучего храма. Огромную площадь пристани заполнила пестрая толпа обывателей, пристанских рабочих, представителей духовенства и купечества. У дебаркадера стояло, сияя свежей белой краской, судно-церковь - "Святитель Николай Чудотворец".
За счет добровольных пожертвований храм был оснащен всем необходимым для совершения богослужения и мог отправлять любые требы - от крестин до венчания и отпевания. Здесь находилось до 220 ценных церковных предметов, включая дорогие парчовые облачения для диакона и священника.
В пятницу, 16 апреля 1910 г. "Святитель Николай Чудотворец" снялся с якоря на Астраханском рейде и по прошествии нескольких часов прибыл в низовья Волги. А в сентябре, 6 числа, началась служба этого необычного судна.
Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные села Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в ее строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещеных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал
калмыцкий язык).
По составленному расписанию в первую и последующую навигации плавучий храм посещал определенные для него участки акватории, удаленные друг от друга примерно на 50 верст. На каждом месте он стоял один-три дня. С начала путины и до осени все были в ожидании его прихода. Потом судно вставало на зимовку в астраханском порту в районе Элинга или на Адмиралтейском затоне.
Содержание плавучей церкви обходилось от 6 до 8 тыс. рублей в год. Основными источниками пополнения бюджета, помимо продажи свечей и открыток, были пожертвования от частных лиц и церквей епархии.
Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Отслужив пять навигаций, плавучий храм в навигацию 1916 г. не вышел к ожидавшему ее рыболовецкому люду...
Почему же так произошло?
Дело в том, что к осени 1915 г. все киоты, иконы, церковные книги, утварь были сняты с парохода и переданы, по некоторым сведениям, на хранение в Чуркинскую Николаевскую пустынь, но возможно, какие-то иконы, наиболее ценные, могли попасть в какой-то
музей.
В феврале 1916 г. газета "Московская копейка" писала: "прибыл в Астрахань преосвященный Филарет, он нашел, что плавучий храм ветх, и признал, что его содержание дорого. А т.к. ни по каким каноническим правилам продажа храма не разрешается, то епископ Филарет поступил так: плавучая церковь превратилась в "износившийся пароход" и, как передает "Астр. Л.", продана на слом, как продаются старые пожарные насосы и др. рухлядь".
Намерение продать плавучий храм вызвало протесты, а сам епископ Филарет (Никольский) был 24 мая (1 июня) 1916 г. уволен на покой по жалобе игумена Чуркинского монастыря.
К концу сентября 1916 г. волнения, вызванные продажей плавучей церкви, улеглись – жизнь заставила людей решать другие проблемы, ведь в то время Россия испытывала горесть поражений на фронтах войны с Германией. В этих условиях нельзя было ожидать сбора больших средств на постройку нового плавучего храма. Февральские события, а затем Октябрьский переворот идею о новом плавучем храме окончательно похоронили.
Настали времена, когда не только не создавали новые храмы, а наоборот, старые под разными предлогами разрушали и использовали для хозяйственных нужд. Так, непонятно куда делись купола с плавучего храма. Известно только, что большевики их сняли.
Согласно рукописи краеведа П.С. Лебедева, в 1918 г. Плавучая церковь была превращена в морское спасательное судно "Нечаянный" с припиской к Бакинскому порту. Какое-то время он там успел проработать, но по Регистру судно не прошло к плаванию в море и было возвращено в Астрахань в распоряжение Рыбтреста.
Потом оно было переоборудовано в плавучий театр (такая вот насмешка судьбы!) и предоставлено в распоряжение рыбаков, получив название "Иосиф Сталин", а позднее "Моряна". В 60-е в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный.
Правда, по другим данным судно было разобрано на металлолом 5 ноября 1924 года в Астрахани после возвращения из Баку. Так завершилась история уникального сооружения парохода-храма.
По совсем последним данным из печати – что корпус парохода-церкви сохранился до наших дней !?
Литература.
Книга Д. Фаворского «Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя св. Чудотворца Николая», напечатанной в 1911 г.;
в ней дается подробное описание устройства храма и деяний его священнослужителей.
Богданов В. С. Плавучая церковь Николая Чудотворца. Астрахань, 1996. С. 1
Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 304
4. Журнал «Наваль» вып. 2