Четверг, 28 Марта 2024

Соцсети на верху

Легкий крейсер "Красный кавказ"

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 39
ПлохоОтлично 
Легкий крейсер "Красный кавказ"

Длина готовой модели: 110 см
Количество листов: 37
Формат листов: A3

Размер файла 65.3 MB Закачек 18

Описание, история

«Красный Кавказ» — лёгкий крейсер ВМФ СССР, модифицированного типа «Светлана». Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота в годы Великой отечественной войны, первый на флоте стал гвардейским кораблём.

Красный Кавказ
Гвардия.png Гвардейский корабль
КрейсерKriegsmarine Jack
Заказан: 1912
Заложен: 13 октября 1913 года
Спущен на воду: 8 июня 1916 года
Стал в строй: 25 января 1932 года
Судьба: затоплен 21 ноября 1952 года
Выведен из состава флота 1955 году
Современное состояние лежит на дне
Основные характеристики (начало ВМВ)
Водоизмещение: 7 560 тонн стандарт
8 200 тонн нормальное
9 030 тонн полное
Длина: 169.5 м
Ширина: 15,7 м
Осадка: 5.9 м при норм.водоизм.
6.4 м при полном.водоизм.
Вооружение
Главный калибр (ГК) 4 ? 180 мм
Зенитный калибр 8 ? 100 мм (Минзини)
4 ? 45 мм (21-К)
6 ? 12,7 мм (ДШК)
Минное оружие 4 ? 3 450-мм TA
107-мм бомбомет
1 бомбосбасыватель ГБ для ББ-1
6 бомбосбрасывателя для БМ-1
Мин М-26 — 130 штук.
Бронирование 75 мм главный пояс
20+25 мм палуба
125 мм рубка
Гидроакустическая станция ГАС-1-36
Самолеты: КР-1;катапульта К-3
Силовая установка: 4 ТЗА;
10 котлов
4 винта,
Мощность 55 000 л.с.
Скорость 29,0 узлов макс.
Автономность плавания: 1 490  миль на скорости 14 узлов
Стоимость оценочная 10 млн рублей без вооружения на 1913 год
Экипаж: 878 человек (51 офицеров, 171 старшина, 656 матросов)

Строительство было санкционировано в июне 1912 года по программе так называемого усиленного судостроения на 1912—1916 год.
Для её ассигнования в Думе с докладом подготовленным А. Н. Крыловым выступил морской министр И. К. Григорович.
В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. После чего оные были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбэнке) для изготовления модели и испытания её в бассейне. Что и было выполнено в мае 1913 года.
Заложен на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество» в городе Николаев. Кодовое имя — проект «Балашка». К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спустить корабль на воду тот это сделать отказался, войдя воду только частью кормовой оконечности. Только через 1,5 недели дождавшись подъёма воды в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению ЦТ удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.

Во время пребывания Николаева под властью УНР, недостроенный крейсер носил имя «Гетьман Петро Дорошенко».

Советом труда и обороны СССР в 1924 году принимается решение о возобновлении строительства крейсера. Но от бумажных решений до дела долгий срок (работы даже не начинались).
16 марта 1926 года Реввоенсовет принимает разработанный в научно техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено взять с ушедших на слом балтийских кораблей 8 203-мм орудия (но воз ни с места).
14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана». только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ». Только в начале 1927 года недостроенный корпус поставили в док, для очистки от ржавчины, который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года, после утверждения проекта достройки они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27 — 1931 год», со сроком начала гос. сдаточных испытаний — 1 мая 1931 года (к празднику).
Строитель — Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти — одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик» — изготовление 180-мм орудий. Ленинградский Металлический завод — изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод — броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель) — инженер Л. И. Попандопуло.
1 июня 1930 года крейсер вновь попадает для проведения достроечных работ в док. 9 сентября покидает его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидности невозможности достройки к назначенному сроку его переносят — раз, потом другой, затем ещё. Начало ходовых сдаточных испытаний назначили на 2 октября.

Последний из строившихся в царской России кораблей достроенных уже в Советском Союзе.

Конструкция

Схема бронирования осталась от старого проекта — башни и их барбеты 25-мм.

СЭУ

14 котлов Ярроу (барабанный котёл шатрового типа с изогнутыми трубками)? В первоначальном проекте котлы имели смешанное нефтеугольное питание. Но выполнены были только под нефтяное. 4 турбины Парсонса (турбина реактивного принципа, требовали установки на судне специальных экономических турбин для крейсерского хода).
Запас топлива — 930 тонн, полный — 1000 тонн, наибольший возможный — 1050 тонн.

Вооружение

ГК

Теоретически орудия ГК были рассчитаны для стрельбы на 200 кбт.
В башнях не было своих дальномеров и автоматических приборов обеспечения стрельбы. Только гораздо позднее в процессе эксплуатации ПУС будет заменена на «Молния». Отсутствовала также система продувки стволов после выстрела.

Минное

Торпедные аппараты образца 1913 года системы Гончарова, приводы наведения — электромеханический (запасной ручной). Система управления торпедной стрельбой (ПТУС) — ГАК-2 (1926 года) Всего 24 торпеды.

При водоизмещении 7 930 тонн кратковременно развил на испытаниях форсированную мощность — 64 000 л.с. достиг скорости 30,7 уз.

Служба

5 мая дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров — которую возглавил «Красный Кавказ».
В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения маневров из-за неграмотного управления кораблём (и неоднократного выхода из строя рулевого привода), произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером «Профинтерн». Командира «КК» после этого сместили (и). Новым командиром стал Н. Ф. Заяц (а на короткий срок старшим помощником — Н. Г. Кузнецов). Крейсеру пришлось вернуться на только что покинутую верфь.

В 1933 году совершил единственный заграничный поход (визит вежливости) командир бригады Ю. Ф. Ралль. Вышел в поход 17 октября совместно с эсм. «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» из Севастополя. На следующий день вошёл в Стамбул (Турция), затем посетил Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). 7 ноября пройдя 2 650 миль вернулся в базу.
В 1939 ? 1940 году во время проведения капитального ремонту катапульту демонтировали.
20 декабря 1940 года в пояснительной записке к оперативно-тактическому заданию, начальник оперативного управления контр-адмирал В. А. Алафузов укажет: «В настоящее время „Красный Кавказ“, вследствие неудовлетворительного состояния артиллерии не боеспособен … и не может быть использован как учебный корабль.»

В годы войны

22 июня находился в Севастополе, с 23 принимал участие в минных постановках — выставил 110, а 24 июня — 90 мин. 5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября уходит из Новороссийска в Севастополь, куда прибывает на следующий день. Ночью 11 сентября выходит к Одессе. 12 сентября обстреливает немецкие войска — выпущено 27 снарядов ГК, на следующий день — 58 снарядов, ночью 13 сентября возвращается Севастополь.
В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов. Возвращается в Севастополь. 4 октября приходит в Одессу и эвакуирует из неё в Севастополь около 1000 человек. 16 октября повторяет этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек. 23 ноября переход Туапсе.

В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия. Выпустив при этом по немецким позициям 135 снарядов ГК.
21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского («Красный Крым», лидер «Харьков», ЭМ «Незаможник», «Бодрый»), доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв борт около 500 раненых ушёл к Балаклаве, откуда произвел артобстрел немецких позиций выпустив 39 снарядов, после чего вернулся в Туапсе.

Высадка Феодосийского десанта

29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта), маневр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих 2 часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии:

  • 5.08 в крейсер попало сразу две минометных мины.
  • 5.15 первый снаряд.
  • 5.21 — 150 мм снаряд пробивает лобовую броню 2-й башни КГ и взрывается внутри. Несмотря на гибель расчёта и пожар через 1,5 часа башня снова находится в строю.
  • 5.35 Почти одновременно на мостике разорвались две мины и снаряд. Большая часть людей находившихся там погибла, многие получили ранения.
  • 5.45 снаряд разорвался в корпусе п/б в районе 83 шпангоута.
  • 7.07 — л/б 50 шп.
  • 7.17 — сняряд попадает рядом, но не пробивает брони.
  • 7.30 — 60 шп.
  • 7.31 в рубку, брони не пробил.
  • 7.35 — 42 шп.
  • 7.39 в течение одной минуты в баковую надстройку в районе 43 ?46 шп. попадут три снаряда подряд. Погибнет 27 человек и 66 получат ранения.
  • 8.08 закончив высадку десанта — 1 586 человек (техника выгружена не была), обрубив швартовы начал манёвр по выходу на рейд, затратив для этого 7 минут. В 9.25 подвергся налету немецкой авиации, которая продолжалась с перерывами до 18 часов. При этом на крейсер было проведено 14 атак.
  • 1.30 1 января 1942 ложится курсом на Новороссийск. За время высадки и поддержки десантников, крейсер израсходовал 70 снарядов ГК и 429 100-мм.

Второй поход в Феодосию

4 января года крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО. Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87, несших 500 кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения:

Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.

При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопутсимым биением а другай пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получив 3 пробоины ниже ватерлинии и 26 марта стал на капитальный ремонт в Поти (до 17 августа 1942).

3 апреля 1942 приказом нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова крейсеру присвоено звание в гвардейского корабля.

Дальнейшая служба:

  • 17 августа вышел на ходовые испытания после ремонта.
  • 16 сентября 1942 года при переходе из Поти в Туапсе на борту кроме экипажа в 878 человек, находилось 4 340 военнослужащих (408-й стрелковой дивизии).
  • 22 октября при швартовочных маневрах в Туапсе подвергся безрезультатной атаке торпедного катера.
  • 4-9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у пос. Южная Озерейка, а затем у пос. Станичка. Большими потерями десанту удалось захватить плацдарм около 7 км по фронту и 3 км в глубину, выйдя к окраинам Новороссийска.

Последний боевой поход

4 июня 1943 года вышел из Поти целью отвлечения немецкого командования от действий в районе Новороссийска. Ночью вернулся в порт. В сентябре 1944 года здесь же стал на заводской ремонт, который закончится только в мае 1945 года. 23 мая вернулся в Севастополь.

24 июня 1945 года в 11.20, знаменосцем батальона Черноморского флота (из состава сводного полка Северного, Балтийского и Черноморского флота, Дунайской и Днепровской флотилии), флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина на параде Победы в Москве.

В период с 1941—1943 год крейсер совершил 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отбился от около 200 воздушных атак.

12 мая 1947 года — учебный корабль.

Весной 1952 года — корабль мишень.

21 ноября 1952 года при завершении испытания ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К»), крылатую ракету по оснастили БЧ. После попадания в крейсер он разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты, но понадобится три года чтобы командование ВМФ нашло возможным исключить гвардейский корабль из списков корабельного состава.

(вероятное место гибели в 15 милях к югу от мыса Чауда, район Феодосийского залива)

Имя крейсера было передано большому противолодочному кораблю.

Командиры

  • 1932 Карл Меер
  • 1933 Николай Филиппович Заяц
  • 1941-1945 год Алексей Матвеевич Гущин (капитан 1-го ранга)
  • 6 ноября 1945 год Василий Николаевич Ерошенко (капитан 2-го ранга, бывший командир лидера «Ташкент»).