Авианосец "Shinano"

Длина готовой модели: 67 см
Количество листов: 36
Формат листов: A3

Размер файла 139.5 MB Закачек 10

Описание, история

«Синано» — авианосец Dai-Nippon Teikoku Kaigun (Императорского флота Японии) времен Второй мировой войны — крупнейший авианосец того времени.
«Синано»
«Shinano»
Shinano photo.jpg
авианосец «Синано» в море
Основная информация
Тип Авианосец
Государство флага Japanese Navy Ensign
Порт приписки Йокосука
Принадлежность Императорский флот Японии
Спущен на воду 5 октября 1944
Введён в эксплуатацию 19 ноября 1944
Выведен из состава флота 29 ноября 1944
Параметры
Тоннаж 71 890 т полное
68 060 т нормальное
64 800 т стандартное
Длина 266 м
Ширина 36,9 м по корпусу
53 м максимальная
Высота 14,6 м
Осадка 10,8 м
Бронирование борт — до 205 мм, палуба — 75 мм
Технические данные
Силовая установка 12 котлов, 4 паровые турбины
Винты 4
Мощность 153 000 л.с (114 MW)
Скорость 27,3 узлов
Автономность плавания 10 000 миль (18 400 км) при скорости 18 узлов
Экипаж 2 400 человек
Вооружение
Артиллерия 16x127-мм, 12x120-мм орудий
Зенитное вооружение 45х25-мм, 22х13-мм зенитных автоматов, 12х120-мм установок неуправляемых зенитных ракет
Авиация 18 истребителей A7M2 «Реппу», 12 ударных самолетов B7A «Рюсей» и 6 разведчиков C6N1 «Саиун»

Строительство

Корабль «Синано» мог стать одним из четырёх сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато». В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй, в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца.

Согласно Четвертой программе пополнения флота — «Синано» был заложен 4 мая 1940 года (корпус № 110), как 3-й из 4-х линкоров типа Ямато, на военно-морской верфи Йокосука (район Токио). Своё название корабль получил по названию префектуры в центре о. Хонсю; так же называется и самая длинная река в Японии.

В декабре 1941 года, после выполнения около 50 % работ, строительство было заморожено (корпус № 111 прекратили строить на месяц раньше). Только летом 1942 года было принято решение достраивать его уже как авианосец. Проект был разработан вице-адмиралом Фукуда (главный конструктор Ямато) и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейнчи Ивамура.

Многое изменить уже было невозможно, бронирование конструктивно входило в состав силовой структуры корпуса — его удалось только уменьшить вдвое. Первоначальный проект предусматривал размещение 18 самолетов, но в окончательном удалось разместить 42 самолета (47 самолета максимальная авиагруппа — к примеру, в два раза меньший «Сёкаку» нёс 84 самолёта).

Синано был классифицирован как авианосец поддержки, с задачей — обеспечения ударных авиагрупп первой линии (топливом, боеприпасами, резервными самолетами, ремонтом авиатехники).

До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, его превзошел атомный «Enterprise». Так же он оказался единственным крупным кораблём современности, который не имеет официальных фотографий — во время постройки делать это было запрещено из соображений секретности, а из первого же своего похода корабль не вернулся.

Строительство велось ускоренными темпами, и к 5 октября 1944 года «Синано» был готов к спуску на воду. Однако во время спуска в сухом доке сорвало батопорт (ворота), хлынувшая в док вода подняла корабль с кильблоков и несколько раз ударила его о стенки дока. Были раненые и среди моряков, и среди гражданских лиц. Корабль пришлось ещё на три недели ставить в док для ремонта.

Командиром корабля 15 августа 1944 года был назначен кэптен (капитан 1-го ранга) Тосио Абэ. Во время сражения у атолла Мидуэй он командовал 10-м дивизионом эскадренных миноносцев, с 1943 года — дивизией крейсеров. Когда «Синано» присоединился бы к боевым соединениям, Тосио Абэ должен был получить звание контр-адмирала.
18 ноября укомплектован для проведения испытания.
19 ноября на авианосце подняли военно-морской флаг.

Истребитель A7M2 «Реппу»

Конструкция

Корпус

На бронирование приходилось 17 694 т. Энергетическая установка (СЭУ) — та же, что и на Ямато.
Мог взять на борт 411 т авиатоплива, 96 т авиационных масел, 200 т воды. 4 100 т приходилось на полетную палубу, которая была выполнена из 76-мм броневых плит на 19-мм стальной подкладке (должна была выдерживать попадание 500 фунтовых бомб)[1] Сама палуба покрыта смесью каучука и цемента.

У противников, в американских ВМС, авианосцы с бронированной палубой появились только после окончания войны ( «Мидуэй», 1946 год).

Полетная палуба выполнена в виде надстройки (256 м на 40 м), а островная надстройка скопирована с авианосца Тайхо (Taiho). Ангар одноэтажный размерами: длина 167 м, высота 5 м. Самолетоподъемника два — носовой 15х14 м, кормовой — 13х13 м. Катапульт нет. Один 12-тонный кран.
ПТЗ — идентична с головным кораблем, а количество водонепроницаемых отсеков было доведено до 1147.

Зенитное вооружение

По проекту должно было состоять из новых орудий типа 98 (как на Тайхо), но из-за их отсутствия поставили тип 89.
Мелкокалиберная зенитная артиллерия состояла из 35х3 25-мм автоматов. Перед выходом в первый поход, дополнительно в срочном порядке разместили еще 40 одноствольных автоматов. Установок НУРов было 12, каждая 28 ствольная.
Система Управления Зенитным Огнем — аналогична Тайхо, но количество главных КДП доведено до 3.

Первый поход

В виду усиливающихся бомбардировок Японии авиацией ВВС и ВМС США, для завершения всех работ было решено перевести «Синано» во Внутреннее море, на военно-морскую базу Куре. На корабль были помещены 50 самолётов и 9 катеров для камикадзе, собственная авиагруппа должна было разместиться на «Синано» уже после перехода.

Командир Абэ имел информацию о том, что вблизи побережья Японии действуют крупные силы американских подводных лодок. Но он рассчитывал, что большая скорость авианосца позволит ему оторваться от подводников, а значительная броня бортового пояса выдержит попадание нескольких торпед без особых повреждений.

Командиру «Синано» предлагали идти днём и держаться ближе к береговой черте, но он отдал приказ выйти ночью, для обеспечения скрытности, и следовать мористее.

В 18.00 28 ноября 1944 года «Синано» вышел в открытое море. Его сопровождал эскорт из эсминцев «Исокадзе» («Isokaze»), «Юкикадзе» («Yukikaze») и «Хамакадзе» («Hamakaze») (все — типа «Кагеро»). Авиационного противолодочного прикрытия у корабля не было.

В 20.48 радар одиночной американской подводной лодки SS-311 «Арчерфиш» (командир — Джозеф Инрайт) обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов.

В 22.45 сигнальщики «Синано» обнаружили неопознанный корабль справа по курсу авианосца. На перехват вышел эсминец «Исокадзе». Но приказом командира Абэ он был возвращён в строй — видимо, командир «Синано» не хотел распылять силы для охоты на сравнительно не опасную одиночную лодку.

Всю ночь «Арчерфиш» гналась за идущим 20 узловой скоростью, противолодочным зигзагом ордером японских кораблей (уже идя на переход «Синано» имел исправными 8 из 12 котлов). При этом около 22.30 «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов из-за перегрева одного из валов. Скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.

В 3.17 29 ноября 1944 года SS-311 «Арчерфиш» произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Всего было выпущено шесть торпед. Четыре из них попали в цель (когда в борт попала первая, пятая только покидала ТА). Все в центральную часть правого борта.

Эсминцы атаковали лодку глубинными бомбами сбросив всего 14 штук, но «Арчерфиш» благополучно ушёл из-под удара.

Командир «Синано», посчитав повреждения неопасными принял решение продолжать движения с прежней скоростью. Недостроенный и не испытанный корабль оказался слишком уязвимым для полученных повреждений. На «Синано» не было установлено все необходимое оборудование — в частности, насосы для откачки воды. Водонепроницаемые переборки не были проверены на герметичность — в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей.

Команда авианосца была набрана из экипажей других кораблей, и не была достаточно сработанной.

Гибель

К 9.00 на «Синано» была полностью прекращена подача энергии. Крен составлял более 20 градусов.

Эсминцы сделали безуспешную попытку отбуксировать тонущий корабль ближе к берегу.

Около 10 часов началась операция по снятию команды, эсминцы подошли к гибнущему кораблю. В 10.55 «Синано» начал быстро погружаться в воду и затонул через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход (через 7 часов после попадания торпед), в 65 милях от ближайшего побережья (33°07?00? с. ш. 137°04?00? в. д.? / ?33.116667° с. ш. 137.066667° в. д. (G))

Эсминцы эскорта во время спасательной операции приняли на борт 1080 человек из экипажа «Синано», 1 435 человек были объявлены пропавшими без вести.

Капитан 1-го ранга Абэ и находящийся при нём вахтенный энсин (мичман) Ясуда отказались покинуть тонущий корабль.

«Синано» погиб, как и все корабли типа «Ямато»: в результате потери поперечной устойчивости (переворачивания).

Примечание

27 мая 1905 года в 4.28 утра японский вспомогательный крейсер «Синано Мару» первым обнаружил русскую эскадру в Корейском проливе.