Линейный корабль "Iowa"

Длина готовой модели: 98 см
Количество листов: 33
Формат листов: A3

Размер файла 49.68 MB Закачек 33

Описание, история

Линкор (сокр. от «линейный корабль») (англ. battleship, фр. cuirass, нем. Schlachtschiff) — бронированный артиллерийский военный корабль водоизмещением от 20 до 64 тысяч тонн, длиной от 150 до 263 м, вооружённый орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500—2800 человек. Применялся в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор — сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях. Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику, однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина — battleship (дословно: боевой корабль) — тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам. В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута», законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»


Линкор «Дредноут», 1906 год.
Линкор «Дредноут», 1906 год.

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру. Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10—15 до 90—120 кабельтовых.

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль. В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли стали называть «battleship» или «cuirass?». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор.

Русско-японская война окончательно утвердила превосходство в скорости и дальнобойной артиллерии как главные преимущества в морском бою. Разговоры о новом типе кораблей велись во всех странах, в Италии с идеей нового линкора выступал Витторио Куниберти, а в США была запланирована постройка кораблей типа «Мичиган», но англичанам удалось опередить всех за счёт промышленного превосходства.

Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех кораблей этого класса. Корабль был построен в рекордные сроки, выйдя на ходовые испытания 2 сентября 1906 г., через год и один день после закладки. Линкор с водоизмещением 22500 тонн благодаря впервые применённой на столь крупном корабле силовой установке нового типа, с паровой турбиной, мог развивать скорость до 22 узлов. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм (из-за спешки были взяты двухорудийные башни достраивавшихся эскадренных броненосцев 1904 года закладки), вторым калибром был противоминный - 24 орудия калибра 76 мм; артиллерия среднего калибра отсутствовала.

Появление «Дредноута» сделало все остальные крупные броненосные корабли морально устаревшими. Это сыграло на руку Германии, начавшей строительство большого военного флота, — ведь теперь она могла сразу приступить к постройке новых кораблей.

В России после Цусимского сражения внимательно изучали кораблестроительный опыт других стран и сразу обратили внимание на новый тип кораблей. Однако, по одной точке зрения, низкий уровень кораблестроительной промышленности, а по другой - некорректная оценка опыта Русско-Японской войны (требование максимально возможной площади бронирования) привели к тому, что новые линейные корабли типа «Гангут» получили недостаточный уровень защиты, не обеспечивающий требуемую свободу манёвра под огнём 11-12 дюймовых орудий. Однако на последующих кораблях черноморской серии этот недостаток был ликвидирован.

Сверхдредноуты. «Всё или ничего»

Англичане не остановились на достигнутом и в ответ на массовое строительство дредноутов ответили кораблями типа «Орион», вооружёнными артиллерией калибра 343 мм и по весу бортового залпа вдвое превосходившими прежние дредноуты, за что были прозваны «сверхдредноутами» и положили начало уже гонке калибров главной артиллерии — 343 мм, 356 мм, во время Первой мировой войны были построены корабли типа «Куин Элизабет», оснащённые восемью 381 мм орудиями и задавшие стандарт силы новых линкоров.

Другой важной вехой в эволюции линкоров были американские корабли. После серии кораблей с 12-дюймовой артиллерией, была построена пара линкоров типа «Нью-Йорк» с десятью 14-дюймовыми орудиями в 2-орудийных башнях, за которыми последовали корабли типа «Невада», эволюция которых привела к созданию целой серии кораблей т. н. «стандартного типа» с дюжиной 14-дюймовых орудий в 4-х концевых башнях, составивших костяк американского военного флота. Для них была характерна схема бронирования нового типа, по принципу «всё или ничего», когда основные системы корабля закрывались бронёй максимально возможной толщины с расчётом, что на больших дистанциях боя только прямые попадания тяжелых бронебойных снарядов могут нанести кораблю урон. В отличие от прежней «английской» системы бронирования эскадренных броненосцев, на сверхдредноутах броневые траверзы смыкались с бортовым поясом и броневой палубой, образуя один большой непотопляемый отсек (англ. «raft body»). Последние корабли этого направления принадлежали к типу «Вест Вирджиния», имели водоизмещение в 35 тыс. тонн, 8 16-дюймовых (406 мм) орудий (масса снаряда 1018 кг) в 4-х башнях и достраивались уже после Первой мировой войны, став венцом развития «сверхдредноутов».

Линейные крейсера. «Ещё одна ипостась линкора»

Высокая роль скорости хода новых японских броненосцев в разгроме русской эскадры при Цусиме заставила обратить самое пристальное внимание на этот фактор. Новые линкоры не только получили силовую установку нового типа — паровую турбину (а позднее ещё и нефтяным отоплением котлов, позволившим поднять тягу и упразднить кочегаров) — но и сородичей нового, хоть и близкого вида — линейные крейсера. Новые корабли изначально предназначались для разведки боем и преследования тяжёлых кораблей противника, а также борьбы с крейсерами, но за более высокую скорость хода — до 32 узлов — пришлось заплатить немалую цену: из-за ослабления защиты новые корабли не могли вести бой с современными им линкорами. Когда же прогресс в области силовых установок позволил совместить высокую скорость с мощным вооружением и хорошей защитой, линейные крейсера отошли в историю.

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит» провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года. Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали — на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Линкор «Императрица Мария» погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение


Линкор «Муцу», однотипный «Нагато»

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исе» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5?2?410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «Нельсон», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

6 февраля 1922 года США, Великобритания, Франция, Италия и Япония заключили Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений. Страны, подписавшие соглашение, сохраняли самые современные на момент подписания корабли (Японии удалось отстоять фактически достраиваемый на момент подписания «Муцу» при этом сохранив и несколько превышающие договоренности 410 мм главного калибра), только Англия могла построить три корабля с 406 мм орудиями главного калибра (так как таких кораблей в отличии от Японии и США не имела), находящиеся в строительстве, в том числе и 18" и 460 мм орудиями, не достраивались в качестве артиллерийских кораблей (в основном переделаны в авианосцы). Стандартное водоизмещение любого нового военного корабля ограничивалось 35 560 тоннами, максимальный калибр орудий не должен был превышать 356 мм (впоследствии увеличенный, сначала до 381 мм, а потом после отказа продлевать соглашение Японией, до 406 мм с увеличением водоизмещения до 45 000 т). Кроме того, для каждой из стран-участниц ограничивалось суммарное водоизмещение всех военных кораблей (533 000 тонн для США и Великобритании, 320 000 тонн для Японии и 178 000 тонн для Италии и Франции).

При заключении соглашения Англия ориентировалась на характеристики своих кораблей типа «Куин Элизабет», которые со своими собратьями типа «R» составили основу английского флота. В Америке исходили из данных последних кораблей «стандартного типа» серии «Вест Вирджиния». Наиболее сильными кораблями японского флота стали близкие к ним быстроходные линкоры типа «Нагато».


Схема HMS Nelson

Соглашение установило «военно-морские каникулы», сроком на 10 лет, когда не закладывалось крупных кораблей, исключение было сделано только для двух английских линкоров типа «Нельсон», ставших, таким образом, единственными кораблями, построенными со всеми ограничениями. Для этого пришлось кардинально переработать проект, разместив все три башни в носовой части корпуса и пожертвовав половиной силовой установки.

Наиболее обделённой стороной себя сочла Япония (хотя в производстве 460 мм орудий они существенно отставали от уже готовых и испытанных 18" стволов Британии и США — отказ последних от их применения на новых кораблях был стране восходящего солнца на руку), выделенный которой лимит водоизмещения 3:5 в пользу Англии или США (который, впрочем, им со временем удалось пересмотреть на 3:4), согласно воззрениям того времени, не позволял противодействовать наступательным действиям последних.

Кроме того, японцы были вынуждены прекратить постройку уже заложенных крейсеров и линкоров новой программы. Однако, стремясь использовать корпуса, они переоборудовали их в авианосцы, небывалой доселе мощности. Так же поступили и американцы. Позже эти корабли ещё скажут свое слово.

Линкоры 30-х годов. Лебединая песня

Действие соглашения продлилось до 1936 года, причем англичане пытались убедить всех ограничить размеры новых кораблей 26 тысячами тонн водоизмещения и 305 мм главного калибра. Однако на это согласились только французы при постройке пары малых линкоров типа «Дюнкерк», предназначенных для противодействия немецким карманным линкорам типа «Дойчланд», а также сами немцы, стремившиеся хоть как-то выйти из-под действия Версальского мира, и согласившиеся на подобные ограничения при строительстве кораблей типа «Шарнхорст», правда, не сдержав обещаний в отношении водоизмещения. После 1936 года гонка морских вооружений возобновилась, хотя формально корабли все ещё подчинялись ограничениям Вашингтонского соглашения. В 1940 году, уже во время войны, было решено поднять лимит водоизмещения до 45 тыс. т., хотя подобное решение уже не играло никакой роли.

Корабли становились столь дорогими, что решение об их постройке становилось чисто политическим и часто лоббировалось промышленными кругами, с целью обеспечения заказами тяжелой промышленности. Политическое руководство соглашалось с постройкой таких кораблей, надеясь обеспечить занятость рабочим судостроительной и других отраслей в годы Великой депрессии и последующего восстановления экономики. В Германии и СССР при принятии решения о строительстве линкоров также играли роль соображения престижа и пропаганды.

Военные не спешили отказываться от проверенных решений и делать ставку на авиацию и подводные лодки, считая, что использование новейших достижений техники позволит новым быстроходным линкорам с успехом исполнять свои задачи в новых условиях. Наиболее заметными новинками на линкорах были внедренные ещё на кораблях типа «Нельсон» редукторные установки, позволившие гребным винтам работать в наиболее выгодных режимах и позволившие довести мощность одного агрегата до 40-70 тыс. л.с. Это позволило поднять скорость хода новых линкоров до 27-30 узлов и слить их с классом линейных крейсеров.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160—200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, получившей отдельные посты наведения.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары.

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части — були — призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.


Самый большой линкор в мире, «Ямато», на испытаниях; Япония, 1941 год.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото, в борьбе со своим главным предполагавшимся противником — США — делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам, которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством[источник не указан 126 дней]. Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».


Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк» (Германия, 2 единицы), «Принс оф Уэлс» (Великобритания, 5 единиц), «Литторио» (Италия, 3 единицы), «Ришелье» (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим.


USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины — 32,8 м — с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова», обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались сверхмощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на шести кораблях первых двух серий пришлось пожертвовать бортовой броней (310 мм) и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова», за счёт большего водоизмещения удалось недостатки частично исправить: броня 330 мм (хотя официально, в целях пропагандисткой кампании было заявленно о 457 мм), скорость 33 узла.

В СССР началось строительство линкоров типа «Советский Союз» (проект 23). Не будучи связанным Вашингтонским соглашением, Советский Союз имел полную свободу в выборе параметров новых кораблей, однако был связан низким уровнем собственной кораблестроительной промышленности. Из-за этого в проекте корабли получились существенно больше сопоставимых западных аналогов, а силовую установку пришлось заказывать в Швейцарии. Но в целом корабли должны были получиться одними из сильнейших в мире. Предполагалось строительство даже 15 кораблей, однако, это было скорее пропагандисткой акцией, заложено только четыре. И. В. Сталин был большим поклонником крупных кораблей, а потому строительство велось под его личным контролем. Однако с 1940 года, когда стало окончательно ясно, что предстоящая война будет не против англосаксонских (морских) держав, а против Германии (то есть преимущественно сухопутной), темпы строительств резко снизились. Тем не менее, к началу войны затраты на линкоры пр. 23 превысили 600 млн руб. (плюс на НИОКР только в 1936-1 939 гг. было истрачено не менее 70-80 млн руб.). После 22 июня 1941 г. в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны (ГКО) от 8, 10 и 19 июля все работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров были приостановлены, а их корпуса законсервированы. Интересно отметить, что в составленном Н. Г. Кузнецовым (в 1940 г), варианте плана 1941 г. на случай начала войны, предусматривалось «совершенно прекратить постройку линкоров и крейсеров на всех театрах, кроме Белого моря, где оставить достройку одного ЛК для освоения постройки тяжелых кораблей будущего». На момент прекращения строительства техническая готовность кораблей в Ленинграде, Николаеве и Молотовске составляла соответственно 21,19%, 17,5% и 5,04% (по другим данным - 5,28%), готовность самого первого «Советского Союза» превышала 30%.

Вторая мировая война. Закат линкоров

Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. Классические артиллерийские дуэли ушли в прошлое, и большая часть линкоров погибла вовсе не от артогня, а от действий с воздуха и из-под воды. Единственный случай потопления линкором авианосца вызван скорее ошибками в действиях командования последнего.

Так, при попытке прорыва в Северную Атлантику для проведения рейдерской операции немецкий линкор «Бисмарк» вступил 24 мая 1941 года в бой с английским линкором «Принц Уэлский» и линейным крейсером «Худ» и тяжело повредил первый, а также потопил второй из них. Однако уже 26 мая, возвращаясь с повреждениями из прерванной операции во французский Брест, он был атакован палубными торпедоносцами «Суордфиш», с авианосца «Арк Ройял», в результате двух торпедных попаданий снизил скорость хода и на следующий день был настигнут и потоплен английскими линкорами «Родни» и «Кинг Джордж V» (Кинг Джордж Файф) и несколькими крейсерами после 88-минутного боя.

7 декабря 1941 года японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 4 и тяжело повредив другие 4 линкора, а также несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами береговой авиации был потоплен английский линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим числом зенитных орудий, однако это мало помогало против набиравшей силу авиации. Наилучшей защитой против авиации противника было присутствие авианосца, который таким образом приобретал ведущую роль в морской войне.

Английские линкоры типа «Куин Элизабет», действовавшие в Средиземном море, стали жертвами немецких подлодок и итальянских подводных диверсантов.

Их соперники, новейшие итальянские корабли «Литторио» и «Витторио Венетто», лишь однажды встретились с ними в бою, ограничившись перестрелкой на больших дистанциях не решились преследовать своих порядком устаревших оппонентов. Все боевые действия свелись к схватками с крейсерами и авиацией англичан. В 1943 г. они, после капитуляции Италии, ушли на Мальту сдаваться в плен англичанам, вместе с третьим, не воевавшим, «Рома». Не простившие им этого немцы атаковали эскадру, и «Рома» был потоплен новейшим оружием — радиоуправляемой бомбой Х-1; этими бомбами были повреждены и другие корабли.


Битва в море Сибуян , 24 октября 1944. Яматополучил бомбовое попадание близ носовой башни главного калибра, но не получил серьёзных повреждений.

На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так и не вступив в бой с американскими кораблями.

Однако линкоры ещё продолжали оставаться серьёзным политическим фактором. Сосредоточение в Норвежском море немецких тяжелых кораблей дало повод премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю отозвать английские боевые корабли из региона, что привело к разгрому конвоя PQ-17 и отказу союзников в посылке новых грузов. Хотя при этом немецкий линкор «Тирпиц», столь напугавший англичан, был отозван немцами, не видевшими смысла рисковать крупным кораблем при успешных действиях подводных лодок и авиации. Скрытый в норвежских фьордах и защищённый наземными зенитными орудиями, он был значительно поврежден английскими подводными минилодками, позже был потоплен сверхтяжёлыми бомбами «Толлбой» с английских бомбардировщиков.

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст» в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк», тяжелым крейсером «Норфолк», легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо» и «Ямасиро». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы не имевшие корабельных радаров могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В условиях изменившихся обстоятельств, проекты по постройке ещё бо?льших линкоров (американский «Монтана» и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард» (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120—140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и даже 250 кг.

После Второй мировой войны

По итогам Второй мировой войны, в связи с выходом на первые роли палубной и береговой авиации, а также подводных лодок линкоры, как тип военных кораблей, были признаны устаревшими. Лишь в Советском Союзе какое-то время шли разработки новых линкоров. Причины этого называются разные: от личных амбиций Сталина, до желания иметь надежное средство доставки ЯО до прибрежных городов потенциальных противников (корабельных ракет тогда не было, авианосцев не было в СССР и крупнокалиберные орудия могли быть вполне реальной альтернативой для решения этой задачи). Так или иначе, но и в СССР ни один из кораблей не был даже заложен. Последние линкоры были сняты с вооружения (в США) в девяностых годах XX века.

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. — они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.


Линкор «Айова» ведёт огонь с правого борта во время учений в Пуэрто-Рико, 1984 год. В средней части заметны контейнеры с ракетами «Томагавк».

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций (в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям). Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк» (8 4-зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в 1983—1984 годах, а «Миссури» и «Висконсин» вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе 1991 г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300—500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века. «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор, «Айова» списана и находится на постоянной швартовке в Ньюпорте, а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.

Интересные факты

  • В то время, как Япония ввела режим чрезвычайной секретности при строительстве Ямато и Мусаси, стремясь всячески скрыть истинные боевые качества своих кораблей, США наоборот провела акцию дезинформации, существенно завысив защищенность своих новейших линкоров Айова. Вместо реальных 330 мм главного пояса были объявлены 457 мм. Тем самым противник значительно больше опасался этих кораблей и вынужден был пойти по неправильному пути как в планировании использования собственных линкоров, так и в заказе вооружений.
  • Завышение параметров брони первых английских линейных крейсеров типа «Индифетигейбл» в целях запугивания немцев сыграло с англичанами и их союзниками злую шутку. Имея реальную защиту по бронепоясу 100-152 мм и по башням главного калибра 178 мм, на бумаге эти корабли имели 203 мм бортовой защиты и 254 мм защиты башен. Такая броня была совершенно непригодна против 11- и 12-дюймовых немецких снарядов. Но, частично поверив в собственный обман, англичане пытались активно использовать свои линейные крейсера против германских дредноутов. В Ютландском сражении два линейных крейсера этого типа («Индифетигейбл» и «Инвинсибл») были потоплены буквально первыми же попаданиями. Снаряды пробили тонкую броню и вызвали детонацию боезапаса на обоих кораблях.

Завышение параметров брони обмануло не только врагов-немцев, но и союзников-австралийцев и новозеландцев, оплативших постройку заведомо неудачных кораблей этого типа «Австралия» и «Нью Зиланд».