Эскадренный броненосец БородиноКоличество листов: 15
Размер файла 508.17 KB Закачек 21

Описание, история

Бородино — русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Из-за ненадёжности машин броненосец мог развивать лишь 16 узлов вместо проектных 18.

Под командованием капитана 1-го ранга Петра Иосифовича Серебренниковаучаствовал в Цусимском сражении.

Постройка

Несомненные достоинства «Цесаревича» побудили российское морское ведомство выбрать его в качестве прототипа серии броненосцев, строительство которых намечалось на отечественных верфях. В 1900—1902 годах в Петербурге состоялась закладка сразу пяти кораблей типа «Бородино». Они отличались еще большей площадью бронирования (не защищенная на «Цесаревиче» батарея 75-мм орудий получила трехдюймовую броню), усовершенствованными узлами броневых стыков и рядом других изменений. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщины брони. Увы, последнее не спасло новые броненосцы от чрезмерной перегрузки: их водоизмещение вместо 13 513т. по проекту в действительности перевалило за 14000т. Уровень инженерных расчетов того времени просто не позволял полностью избежать перегрузки или недогрузки кораблей. Несмотря на перегрузку при эксплуатации кораблей этого типа, были допущены грубые нарушения, в частности была допущена гигантская эксплуатационная перегрузка. В походе корабли серии "Бородино", грузили углем, водой и припасами до 17000т! Перед Цусимским боем водоизмещение "Бородино" составляло 15275т. В результате нижний броневой пояс полностью скрылся в воде, что сыграло роковую роль в судьбе двух кораблей этого типа.

Бронирование

- толщина нижнего броневого пояса (от носа до кормы) — 145-147-165-203-165-147-145 мм. Суммарная в центре 40мм(ПТП)+40мм(скос)+203мм(ГБП)=283мм. - толщина верхнего броневого пояса (от носа до кормы) — 102-125-152-125-102 мм - палубы — 72-91-99 мм суммарно в разных частях корабля и до 129-142 мм с районе бортовых срезов. Состояли из нижней броневой палубы толщиной 40мм на всем протяжении. Она за 2м от борта образовывала скос и примыкала к нижней кромки главного броневого пояса. Средняя (батарейная) имела толщину 32-51мм на разных участках от носа до кормы. Кроме того верхняя палуба бортовых срезов имела броню толщиной 51мм. Крыша среднего каземата ПМК не закрытая броней срезов и кормового каземата ПМК имела толщину брони 27мм. Броневой ящик носового каземата ПМК имел крышу и пол из брони толщиной 27мм. - артустановки ГК — 254 мм, их барбеты 229-178-102мм. - артустановки СК — 152мм, их барбеты 127-152мм. - казематов и часть борта — 76 мм. - боевой рубки и трубы в ЦП — 203 мм - крыши артустановок ГК и боевой рубки — 51 мм. Крыши артустановок СК - 38мм. - крыши и пол (только носового) казематов ПМК - 27мм. - вращающиеся столы артустановок ГК - 76мм, СК - 38мм. - противоторпедная переборка — 40 мм

Вооружение

Главным калибром броненосца были две спаренные башенные артустановки с 4-мя пушками калибра 305мм. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме. 305мм пушки имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 40 калибров (12200мм) и поршневой затвор с ручным приводом. Дульная энергия 106,1МДж. Артустановки имели мощное противоснарядное бронирование, электроприводы горизонтального и вертикального наведения в секторе 270° по горизонтали и от -5° до +15° по вертикали. Артустановки имели механизм заряжания который состоял из двух пробойников, основного и резервного и системы подачи боеприпасов. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Много времени требовалось для открытия и закрытия затворов. В итоге максимальная скорострельность установок составляла 1залп/90сек. Для стрельбы использовались относительно легкие бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды обр.1881г массой 331,7кг. Суммарный боекомплект корабля - 248 снарядов. Пушки сообщали им начальную скорость 792м/с и дальность 14,8км (80 кабельтовых). Артустановки имели три поста управления и два оптических прицела (по одному на орудие). Бронебойные снаряды имели хорошую баллистику, большую дальность прямого выстрела и высокую бронепробиваемость на малых дистанциях по горизонтали, но при этом уступали более тяжелым снарядам аналогичного калибра западных стран в бронепробиваемости на больших дистанциях и плохо пробивали палубную броню.

В качестве вспомогательного калибра броненосец имел шесть спаренных башенных артустановок с 12-ю пушками калибра 152мм. Они располагались побортно по три. 152мм пушки системы Канэ, по аналогии с главным калибром имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 45 калибров (6840мм) и поршневой затвор. Артустановки имели противоснарядное бронирование и электроприводы горизонтального и вертикального наведения. При этом для 1,2,5,6-й артустановок обеспечивался угол горизонтального наведения 135°, а для 3,4-й - 180°. Угол вертикального наведения был в пределах от -5°, до +20° для всех 152мм артустановок. Артустановки имели только механизм подачи боеприпасов, а заряжание производилось вручную заряжающими. Максимальная скорострельность 4-5залпов/60сек. Для стрельбы использовались 152мм снаряды патронного типа обр.1892г массой 41,5кг тех же типов, что и 305мм. Суммарный боекомплект - 564 снаряда. Отсутствие системы продувки ствола после выстрела сильно затрудняло работу расчета установки при длительной интенсивной стрельбе. Пушки обеспечивали 41,5-кг снарядам начальную скорость 792м/с и максимальную дальность 11,3км (61 кабельтов). Оптические прицелы и посты управления аналогичны АУ ГК.

Для защиты от эсминцев броненосец имел 20 75мм орудий Канэ, по 10 на борт, расположенных: 4 в носовой казематной батарее, 12 в центральной казематной батарее и 4 в кормовой казематной батарее. 75мм пушки имели ствол длиной 50 калибров (3750мм), ручные приводы наведения и механизированную подачу боекомплекта. Снаряды массой 4,92кг имели максимальную дальность 6,5км (35кабельтовых). Скорострельность 6-8выст/мин. Оптические прицелы аналогичны АУ ГК и СК.

Для защиты от малоразмерных, быстроходных целей, а также мин броненосец имел 20 палубных 47мм пушек Канэ и 10 7,62мм пулеметов Максим. Прицельная дальность стрельбы из пушек 3-4км, скорострельность 10выст/мин. Боекомплект располагался рядом в специальных беседках. Прицельная дальность стрельбы из пулеметов 1,5-2км. Скорострельность 600выст/мин.

Для добивания поврежденного корабля противника или уничтожения судна врага не представляющего угрозу в артиллерийском отношении, броненосец имел 4 торпедных аппарата калибра 381мм. Боекомплект 8 торпед Уайхеда. 381мм торпеда имела массу 450кг, БЧ 66кг и дальность пуска 0,9км при 25уз или 0,6км при 28уз. Кроме того корабль имел 20 мин заграждения.

В итоге на дистанции 30 кабельтовых (предполагаемой дистанции боя линейных кораблей в начале 20-го века) броненосец "Бородино" за 5 минут мог выпустить в противника 12-305мм, 150-152мм и 400-75мм снарядов.

Система управления огнем

СУАО mod.1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже в 1899 году и устанавливался на многие линейные корабли РИФ. Являлась прообразом современных систем центральной наводки. Основой системы являлись два визирных поста (ВП) – по одному на борт. Панкратические, оптические, монокулярные приборы данных постов - визиры центральной наводки (ВЦН) имели переменную кратность увеличения – 3х-4х. Поиск цели и наведение на нее оружия производил оператор ВП. При наведении на цель ВЦН, по шкале определялся угол места цели относительно диаметральной плоскости корабля, а связанная с ним следящая система автоматически выставляла данный угол стрелкой в принимающих приборах основных 8-ми башенных АУ и батарей 75мм орудий корабля. После этого наводчики-операторы (комендоры) осуществляли горизонтальную наводку своих установок до совмещения угла поворота АУ с углом места цели (т.н. принцип "совмещения стрелок") и цель попадала в поле зрения орудийных оптических прицелов. Оптические, панкратичесские, монокулярные прицелы системы Перепелкина имели переменную кратность увеличения – 3х-4х и изменяющийся в соответствии с ним угол поля зрения 6 – 8 градусов. Для подсвета цели в темное время суток использовались шесть боевых прожекторов с диаметром зеркала 750мм. Следующим этапом было определение расстояния до цели. Для этого в боевой рубке имелись две дальномерные станции – по одной на борт. В них были установлены горизонтально-базовые дальномеры «Barr and Studd» с базой 1200мм. Дальномерщик производил измерение расстояния и с помощью дальномерного ключа данные автоматически вводились в принимающие приборы боевой рубки, центрального поста, 8 основных башенных АУ и батарей 75мм орудий. Для контроля правильности передачи данных имелась система обратной связи с контрольным дальномерным циферблатом, показания которого сравнивались с введенными в принимающие приборы. Комплект приборов и магнитный компас в боевой рубке показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра. Курс и скорость цели он определял приблизительно «на глаз». Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силы ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы, вручную (на бумаге) производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по ВН и ГН. Так же выбирал тип АУ и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Для этой цели в боевой рубке и центральном посту имелось комплект задающих приборов-указателей, которые через 47 кабельных жил передавали данные в принимающие приборы в АУ и 75мм батареях. Вся система работала на напряжении Uр=23В через трансформатор 105/23В (постоянный ток?). По ним в случае централизованного управления огнем передавались данные о углах вертикального и горизонтального наведения, роде используемых снарядов. После получения необходимых данных наводчики-операторы выбранных АУ устанавливали орудия на заданные углы (корректировали первоначальную установку по ВЦН) и производили их заряжание выбранным типом боеприпаса. После выполнения данной операции, находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал "0", выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или невозможностью по любой другой причине производить централизованное управление огнем, все 305мм, 152мм АУ и батарея 75мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае по приборам передавались данные о своем курсе, своей скорости, направлении и силе ветра, угле места цели, расстоянии до нее, но все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели, и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела что резко ограничивало его эффективность и дальность. Наведение торпедных аппаратов производилось с помощью кольцевых прицелов с такой же следящей системой как у ВП для бортовых 381мм ТА или поворотом всего корпуса судна для нового и кормового 381мм ТА. Необходимо так же отметить, что офицерский состав и комендоры русских эскадренных броненосцев 2-й Тихоокеанской эскадры плохо освоили данную систему и использовали ее возможности далеко не полной мере.

Участие в бою

Командир корабля капитан 1-го ранга Пётр Осипович Серебренников.

«Бородино» шёл третьим мателотом в колонне 1-го броненосного отряда. В 14:12 получил первое серьёзное попадание снаряда. В 14:18 из-за задымления «Князя Суворова» японские корабли перенесли сосредоточенный огонь на «Императора Александра III» и «Бородино». Примерно в 14:30 броненосец выкатился из строя вправо, но исправил повреждения и занял своё место в кильватерной колонне. В 14:38 авизо «Чихая» выпустил по броненосцу две торпеды с дистанции 13,5 кабельтовых.

В 14:40 «Император Александр III» вышел из строя, и «Бородино» возглавил колонну.

В 14:50 броненосец повернул на север, пытаясь прорваться за кормой у эскадры Камимуры, однако манёвр был замечен, и японские крейсера легли на курс сближения. В начале четвёртого «Бородино» повернул на юго-восток и в сгустившемся тумане разошёлся с Камимурой на контр-курсах. После этого броненосец вновь повернул на северо-запад и лёг на курс к Владивостоку. В начале пятого японский флот опять начал охватывать голову русской колонны, и «Бородино» повернул на юг, чтобы пройти у противника за кормой, в результате чего русская эскадра опять скрылась из видимости за туманом и дымом.

В 17:00, повинуясь приказу контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. В 17:13 адмирал Того наткнулся на колонну русских броненосцев, но вскоре вновь потерял их в тумане. В ходе короткой перестрелки был тяжело ранен командир броненосца Серебренников, и командование принял старший офицер Макаров.

Около 18:00 японский флот опять догнал русскую эскадру и начал расстреливать «Бородино» и «Орел» с дистанции в 30 кабельтовых. «Бородино» попытался уклониться, но японцы вновь сократили расстояние. Около 18:50 на «Бородино» была сбита грот-мачта, и начался сильный пожар. В 19:00 в броненосец попали два 12" снаряда броненосца «Сикисима», после чего пламя из кормовой батареи поднялось на 10 метров над верхней палубой и быстро начало распространяться. Кормовая башня замолчала.

В 19:10-19:12 последний 12" снаряд из носовой башни японского броненосца «Фудзи» взорвался около правой носовой 6" башни «Бородино». Столб пламени и дыма поднялся на высоту дымовых труб. Броненосец окутался клубами дыма и пара. Пожары вышли из-под контроля. Внезапно броненосец повалился на правый борт, опрокинулся и вскоре затонул со всем экипажем. Из воды был спасён только матрос Семён Ющин.

Список корабельных и штабных офицеров, погибших в Цусимском сражении

  1. Флагманский Интендант Капитан 2 ранга Александр Густавович фон-Витте
  2. Командир Капитан 1 ранга Пётр Иосифович Серебрянников 1-й
  3. Старший офицер Капитан 2 ранга Дмитрий Сергеевич Макаров 2-й
  4. Ревизор Мичман Николай Оскарович Отт 1-й
  5. Старший минный офицер Лейтенант Алексей Фёдорович Геркен 1-й
  6. Младший минный офицер Лейтенант Владимир Титович Матковский
  7. Старший артиллерийский офицер Лейтенант Пётр Евгеньевич Завалишин 2-й
  8. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Михаил Эдуардович Фукс
  9. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Евдоким Иванович Яковлев 5-й
  10. Старший штурманский офицер Лейтенант Борис Илларионович Чайковский 1-й
  11. Младший штурманский офицер Мичман Константин Рудольфович Де Ливрон 4-й
  12. Вахтенный Начальник Лейтенант Алексей Павлович князь Еникеев
  13. Вахтенный Начальник Мичман Михаил Александрович Таранецкий
  14. Вахтенный Начальник Мичман Георгий Михайлович Жолкевич
  15. Вахтенный офицер Мичман Николай Николаевич Прикот
  16. Вахтенный офицер Мичман Николай Александрович Протасьев
  17. Вахтенный офицер Мичман Евгений Генрихович Цивинский 2-й
  18. Вахтенный офицер Мичман Александр Викторович Кочуков
  19. Вахтенный офицер Поручик Лейб Гвардии Гуссарского Полка Леонтий Павлович граф Бенигсен
  20. Вахтенный офицер Прапорщик по морской части Борис Владимирович Недзвецкий
  21. Старший судовой механик Подполковник КИМ Василий Семёнович Рябинин
  22. Трюмный механик Штабс-Капитан КИМ Владимир Константинович Нюхалов
  23. Судовой механик Штабс-Капитан КИМ Павел Павлович Корнеев
  24. Судовой механик Поручик КИМ Павел Михайлович Иорк
  25. Судовой механик Поручик КИМ Эрнест Николаевич Вульф
  26. Младший судовой механик Поручик КИМ Владимир Георгиевич Харитонов
  27. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Николай Степанович Певнев
  28. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Иван Иванович Дзахов
  29. Старший судовой врач Надворный Советник Фёдор Михайлович Лукин
  30. Младший судовой врач Лекарь Аксель Эдуардович Гнадеберг
  31. Корабельный инженер Младший Помомошник судостроителя Диодор Михайлович Шангин
  32. Судовой священник Иеромонах отец Варлаам
  33. Капельмейстер Павел Новиков