Пятница, 29 Марта 2024

Соцсети на верху

Книга - "100 великих адмиралов" - Николай В. Скрицкий, жизнь и деятельность

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 40
ПлохоОтлично 

Книга - "100 великих адмиралов" - Николай В. Скрицкий, жизнь и деятельность

Количество листов: 84

Формат листов: А4, *.doc

Размер файла 468 КБ Закачек 4

Текст книги 

Аннотация

Серия «100 великих» представляет новую книгу, которая познакомит читателей с биографиями 100 адмиралов, возглавлявших флоты в различных сражениях и войнах и оказавших большое внимание на развитие морских сил в своих странах и во всем мире. Это Фемистокл и Перикл, Гай Дуилий и Гней Помпей, а также Нахимов, Сервера, Макаров, Того, Джеллико и другие…

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым атрибутом государства являются вооруженные силы как средство защиты рубежей и охраны внешних и внутренних интересов правящих классов или группировок. Военный флот — одна из составляющих этих вооруженных сил. Потому и история флота — это часть истории государства. В значительной мере от вооруженных сил, а часто и непосредственно сил военно?морских зависела судьба как правителей, так и целых народов. Но морская история государства далеко не ограничивается военно?морской историей. Первоначально человек овладел водной стихией для мирных целей: перевозил грузы, товары, расселялся вдоль рек и морского побережья. Лишь со временем необходимость защиты от нападений потребовала создания вооруженных судов, предназначенных для борьбы с противником на водах. Сначала для этой цели приспосабливали мирные суда, затем стали строить суда специальные, быстроходные и снабженные различными видами оружия, которые со временем все больше и больше отличались от торговых. В большинстве случаев оказывалось невыгодно использовать боевые корабли для коммерческих целей. В то же время военный флот немало пользы приносил и экономике, ибо плавания моряков у своих берегов и в далеких морях позволяли делать открытия, исследовать новые пути, по которым со временем следовали караваны торговцев и колонизаторов.
Успех в торговле и колонизации зависел во многом от того, как народ и правительство его страны относились к развитию морской мощи государства. В России и других странах мира не раз менялись взгляды на значение моря и военно?морского флота. Страна выигрывала, если взгляды правящих кругов на флот соответствовали коренным интересам нации. К примеру, рациональное использование морской торговли в сочетании с промышленностью сделали небольшую Англию богатейшим в Европе, решавшим судьбы мира государством. Создание мощного флота в США позволило этой второстепенной державе стать во главе западного мира. Россия, добившись за столетие выхода к Балтике и Черному морю, выдвинулась в ряд великих держав благодаря обретению «второй руки». Это лишь немногие примеры, демонстрирующие значение правильного понимания роли морской силы для государства в тот или иной период его развития.
Что же определяет важность использования и защиты морских ресурсов? Во?первых, серьезное значение имеют факторы географические: расположение страны, потребность в дарах моря, возможность отказаться от них на время с заменой другими ресурсами, расположенными на суше.
Во?вторых, потребность в морских перевозках зависит от уровня развития экономики страны. Например, Россия до конца XVII столетия могла обходиться без серьезной морской торговли и оставалась провинциальной державой. Выдвижение в ряд великих держав потребовало создания своего могучего флота. С другой стороны, во многом именно этот флот, победы в Северной войне, Архипелагские экспедиции, разгром турок на Черном море и другие подобные успехи и сделали Россию великой державой. Победы на море открывали путь для отечественной торговли. В свою очередь, торговля через Босфор и Дарданеллы позволила развить экономику юга России, со временем превратив в житницу страны Дикое поле.
Третьим необходимым фактором является техническая возможность создания флота, соответствующего требованиям времени. Парусные суда могли строить даже небольшие страны, вроде Голландии, одно время претендовавшей на господство в океанах. Но по мере усложнения техники все более ограничивался круг первоклассных морских держав. В частности, США смогли развернуть свою экспансию только тогда, когда развитие американской промышленности позволило построить сильный флот, эту «большую дубинку» Теодора Рузвельта.
Флот может стать реальной мощью лишь в случае, если он создается систематически и целеустремленно. Народ в значительной массе должен понимать и поддерживать жертвы, которые неминуемо придется принести для создания столь дорогостоящего средства, каким является флот. Необходимы люди, способные создать флот. Должны быть политики, понимающие, для чего нужен флот стране. Должны быть ученые, инженеры, промышленники, способные спроектировать и построить корабли. Наконец, нужны моряки, способные создать из кораблей боеспособную силу и грамотно использовать ее.
Особое место как в создании флота, так и в морской иерархии занимают адмиралы. Как правило, они выдвигаются из числа наиболее опытных офицеров, способных управлять большим количеством судов и людей в условиях мира и войны. История показывает, что именно от флотоводцев многое зависит и при подготовке флота к войне, и во время боевых действий.
Звание «адмирал» родилось в Средние века и происходит от арабского слова «амир аль бахр» (владыка на море). Оно распространилось в Европе с XII века. Современное название взято из языка Голландии. В древнем мире существовали и иные названия. Греческих морских полководцев?стратегов и римских морских трибунов называли навархами.
Начиная с Древней Греции, когда регулярный флот стал постоянной составляющей вооруженных сил, появлялись морские деятели, способные не только вести эскадры в море и в сражение, но и доказывать словами и действиями важность морской силы для существования страны и общества. В Афинах такими государственными деятелями были Фемистокл и Перикл. При них город располагал флотом, который победил морскую мощь Персии, успешно боролся с пиратством и господствовал при поддержке союзников на Средиземном море. Когда Спарта начала борьбу с Афинами за господство в эллинистическом мире, ей пришлось также создать флот, и только после побед Лисандра, разбившего эскадры афинян, удалось подчинить этот город?государство.
Древний Рим также не смог стать решающей силой на Средиземном море, пока римляне не создали флот, способный победить карфагенский в сражениях при Липарских островах и мысе Экном. В этих сражениях отличились Гай Дуилий, Атилий Маркус Регул. После сокрушения наиболее серьезного государства?противника потребовалось полководческое и флотоводческое умение Гнея Помпея Великого, чтобы истребить многочисленных пиратов и сделать море безопасным для торговли.
Когда Рим пал, длительное время не было морской силы, способной удерживать господство на море. Флот Византии являлся средством обороны берегов, армады викингов и славян собирались на время похода и затем исчезали. Только когда развитие торговли потребовало защиты морских путей от набегов пиратов и враждебных государств, появились постоянные флотилии. Первоначально они включали гребные суда?галеры, предназначенные для боя у берегов. Неповоротливые парусники также вооружали артиллерией для самозащиты. Со временем корабли усовершенствовали. Великие географические открытия совершали уже на более мореходных и маневренных каравеллах и подобных судах. В XVI веке появились боевые парусные корабли с пушками по бортам, а к концу следующего столетия сражения вели преимущественно линейные корабли специальной постройки. Соответственно вырабатывалась и линейная тактика, при которой два флота выстраивались в кильватерные линии и вели перестрелку бортовыми орудиями, изредка прибегая к абордажу.
Именно с рождением линейной тактики в конце XVII века большую значимость обретает адмиральское звание. Флот, вступавший в сражение, делили на три эскадры: авангард, центр (кордебаталия) и арьергард. Центром командовал адмирал, авангардом — вице?адмирал, являвшийся заместителем адмирала, а арьергардом — контр?адмирал, или шаутбенахт, как тогда его называли. Каждый из них в мирное время руководил соответствующим соединением и готовил его к боевым действиям. Конечно, в произношении адмиральских чинов разных стран были различия. Однако со временем как виды кораблей, так и чины флагманов все более унифицировались.
Расширение масштабов войн и численности флотов привело к появлению чина «адмирал флота», который давали флотоводцам, руководившим стратегическими операциями. Во флоте Германии существовал чин «гросс?адмирал». Во многих крупных флотах было звание «генерал?адмирал». Его носитель, нередко представитель царствующей фамилии, являлся (фактически или номинально) высшим руководителем морского ведомства. Во флоте России звание генерал?адмирала присваивали несистематически.
В период, когда ВМС СССР приобрел значительные размеры, появилось звание «Адмирал Флота Советского Союза», но оно в связи с политическими преобразованиями в стране было ликвидировано.
Уже в Средние века сражения происходили на самых разных театрах. Попытка вторжения монголов Хубилай?хана в Японию и японцев — в Корею, борьба за влияние на Средиземном море между христианскими и магометанскими флотами, наконец, войны между европейскими государствами за авторитет в мире и господство на торговых путях и в колониях — все это способствовало выдвижению талантливых морских деятелей, в том числе адмиралов, создававших тактику боя. Наиболее характерными стали англо?голландские войны, в которых сначала еще использовались вооруженные коммерческие суда, а построение их было самым разным. На их завершающем этапе корабли уже выстраивались в две кильватерные линии. Тактике Рюйтера и других голландских адмиралов был противопоставлен натиск английских флагманов, первоначально выдвинутых из кавалерийских начальников. Победа над Голландией поставила Англию в положение первейшей морской державы, для которой водные пути имели жизненное значение. Немудрено, что в XVIII—XIX веках именно в британском флоте появилось немало способных адмиралов, которые отличались твердостью характера и умением вести бои на море, как доказали Ансон, Бенбоу и другие в сражениях с моряками Франции, Испании, Голландии и других стран. С другой стороны, и французские моряки периода расцвета их флота проявляли мужество и знание морского дела. Наиболее выдающиеся — Дюкен и Турвиль.
XVIII столетие открыло возможности для адмиралов русского флота, как иностранцев, так и выпускников Морского кадетского корпуса. Круз, Чичагов, Ушаков, Грейг, де Рибас достигли немалых успехов в военно?морском искусстве, в усовершенствовании тактики.
А к концу века начали демонстрировать новую тактику и европейские моряки: Джервис, Худ, Нельсон и другие, используя теоретические исследования Д. Клерка и богатый практический опыт.
XIX век стал переходным. Если в первой его половине корабли с паровыми двигателями постепенно вытесняли деревянные парусники, то во второй половине столетия появляются броненосцы, крейсеры?миноносцы, не нуждающиеся в силе ветра для передвижения.
В России за успешными боевыми действиями Сенявина на Средиземном море последовала победа в Наваринском сражении Гейдена и русско?турецкая война 1828—1829 годов, в которой флотом руководил Грейг. В блестящей школе адмирала Лазарева выделялись Корнилов и Нахимов, создававшие образцовые парусные корабли и соединения. Но уже следующее поколение моряков, представленное Аркасом и Бутаковым, отличилось в управлении преимущественно паровыми кораблями, разработкой тактики броненосного флота. За ними, в свою очередь, последовали герои русско?турецкой войны 1877—1878 годов, оказавшиеся к началу следующего столетия во главе эскадр русско?японской войны (Макаров, Рожественский). Им наследовало следующее поколение (Эссен, Колчак и другие), которому пришлось взять на себя подготовку флота к мировой войне и управление им в боевых операциях.
На западе колониальный характер действий английского флота редко позволял выдвинуться адмиралам на уровень Кочрена и Кодрингтона, не боявшихся вступать в решительные сражения. Что же касается Крымской войны, то нельзя сказать, что самые лучшие союзные флагманы (Непир, Лайонс) покрыли себя славой.
Во второй половине века, которая началась столкновениями броненосцев и крейсерскими операциями, в США отличился первый американский адмирал Фаррагут. На Средиземном море выдвинулись Тегетгоф и Персано, которым и пришлось столкнуться в сражении при Лиссе, решившем вопрос о господстве на море в итало?австрийской войне 1866 года. В японо?китайской войне 1894—1895 годов такими противниками — представителями своих стран на море, стали Ито и Дин Жу?чан, в испано?американской войне 1898 года наиболее заметны Сервера и Дьюи. Наконец, в русско?японской войне 1904—1905 годов противниками русских адмиралов стали практик Того и теоретик Акияма.
В Первой мировой войне столкнулись на море преимущественно флоты Германии и Великобритании. С одной стороны флот развивал лорд Фишер, с другой — фон Тирпиц. Против линейных крейсеров Хиппера англичане выставили линейные крейсеры Битти, а Ингенолю и Шееру противостоял Джеллико. Особое место морская история отвела двум адмиралам: Шпее прославился победой над одной британской эскадрой и поражением — от другой, а Сушон знаменит тем, что с двумя кораблями втянул Турцию в войну против Антанты и многое сделал, чтобы удержать Босфор и Дарданеллы.
Несмотря на изменения характера вооружений, с XVII века до середины XX тактика линейного боя изменилась мало, как и роль флагманов. По?прежнему боевую линию делили на авангард, центр и арьергард, каждым из которых командовал адмирал соответствующего ранга. Крейсеры с механическими двигателями пришли на смену парусным фрегатам и корветам, а миноносцы заменили брандеры. Правда, возросла дистанция боя. Теперь уже адмиралы не могли наблюдать друг за другом, как то бывало в эпоху парусных кораблей, и тем более участвовать в абордажных схватках. В дальномеры на горизонте видели только силуэты кораблей и посылали в них снаряды, иногда даже не замечая попаданий. Мины, подводные лодки, авиация уже начинали играть свою роль в морских сражениях. Но в полную силу они стали использоваться позднее.
Во Второй мировой войне участвовало очень много адмиралов Советского Союза, Англии, США, Германии, Японии и других государств, что потребовало весьма жесткого отбора. Из советских флотоводцев в книге названы только Кузнецов, разработавший систему боевой готовности и руководивший флотом в годы Великой Отечественной войны, и Горшков, мастер боевых действий на реках. Читателю, интересующемуся адмиралами, которые руководили русскими и советскими флотами, рекомендуем вышедшую недавно книгу «Самые знаменитые флотоводцы России».
Среди иностранных адмиралов большинство командовало традиционными надводными силами: Каннингхэм, Фрейзер и Рамсей в английском, Редер, Лютьенс и Маршалль в германском флотах. Нередко адмиралам не приходилось даже выходить в море. Редер, как и командовавший первоначально подводным флотом Дёниц, управляли боевыми действиями в основном с берега, пользуясь радиосвязью. И совсем необычным адмиралом был Канарис, руководивший миром разведки.
На Тихом океане после истребления американского линейного флота в Пёрл?Харборе война стала воздушной. В наиболее важных сражениях авианосные соединения разделяли десятки и сотни миль, они обменивались ударами с помощью самолетов. Ямамото и Нимиц, Нагумо и Спрюэнс не могли видеть друг друга в бою. Однако от их решений зависел успех грандиозных операций и судьбы тысяч человек.
Прошли века, исчез линейный строй, однако соответствующие ему адмиральские звания сохранились. Несмотря на то что теперь флагманы не всегда сами ведут корабли в море, их роль велика. Адмиралам реже приходится рисковать жизнью, но от них в наш век централизации управления и глобальной связи, оружия массового уничтожения и стратегических подводных сил в океанах все больше зависит как руководство операциями, так и подготовка флота в мирное время. Действия авианосных соединений и подводных лодок с ядерными ракетами теперь могут распространиться на всю поверхность Земли, включая глубины океана, воздушное пространство и ближний космос. Моряки, наносившие удары по иракским объектам в ходе операции «Буря в пустыне», даже не видели цели, в отличие от предшественников, которые шли на абордаж или таранили противника, сражались с ним на расстоянии пистолетного выстрела. Рост технического оснащения, ускорение темпов и размах боевых действий делают определяющими решения, которые принимают адмиралы всех рангов.
Может встать вопрос, зачем нужно изучать дела давно минувших дней. Действительно, техника и тактика за века изменились, но люди по?прежнему реагируют на опасность, им по?прежнему приходится принимать решения. Чтобы принять правильное решение, необходимо располагать опытом предшественников. И Суворов, и Наполеон начинали восхождение на вершину полководческого мастерства, изучая биографии талантливых полководцев и адмиралов прошлого. Предложенная Вам, уважаемый читатель, книга — попытка дать первое представление будущим Ушаковым и Чичаговым о том, как действовали адмиралы всех времен и народов.
В книге — биографии наиболее заметных в морской истории руководителей флотов с древнейших времен до конца Второй мировой войны. Разумеется, понятие «самый великий» достаточно относительно. Были выбраны не только те флотоводцы, которые прославились постоянными победами, подобно Нельсону, или тактическими нововведениями, как Круз, Ушаков, Кинсберген. В число великих попали и некоторые великие неудачники, которые при ином стечении обстоятельств могли бы рассчитывать на успех. В их числе Персано, Сервера и Дин Жу?чан, которые либо не успели подготовить флоты к войне, либо не располагали для этого средствами. В их числе и Брюэс, который геройской гибелью при Абукире заплатил за свои ошибки, а гибель Лютьенса — доказательство того, что авантюрные решения приводят к катастрофе.
Следует отметить, что на русском языке не было книги, объединяющей хотя бы краткие очерки о деятельности выдающихся адмиралов всего мира, а сведения о них были рассеяны по разным изданиям преимущественно энциклопедического характера. Эта книга является первой попыткой такого рода и, возможно, привлечет внимание как читателей, так и авторов, которые смогут в последующих трудах более подробно рассмотреть деятельность иностранных и отечественных адмиралов.

  • ФЕМИСТОКЛ
    Афинский политик и стратег Фемистокл, сторонник сильного флота, смог убедить соотечественников в том, что их судьба решается на море, и в результате стал спасителем отечества, победителем многочисленного персидского флота при Саламине.
  • ПЕРИКЛ
    Афинский стратег Перикл стал вторым после Фемистокла деятелем, который в полной мере понимал значение морского флота и сделал его основой мощи государства.
  • АЛКИВИАД
    Одержавший несколько побед на море стратег Алкивиад, один из замечательнейших афинских деятелей и полководцев, прославился также своими изменами, в результате которых те, кому он изменял, несли немалый ущерб.
  • ЛИСАНДР
    Один из крупнейших полководцев Спарты Лисандр в заключительный период Пелопоннесской войны командовал спартанским флотом, при поддержке персов увеличил его морскую мощь, нанес поражение афинскому флоту и даже взял Афины.
  • ГАЙ ДУИЛИЙ, МАРК АТИЛИЙ РЕГУЛ
    Древний Рим, располагавший сильной армией, к III столетию до н.э. подчинил многочисленные племена и народы Италии. Но только победы на море создали предпосылки для господства на Средиземном море. В историю вошли первые морские триумфаторы Гай Дуилий и Марк Атилий Регул.
  • ГНЕЙ ПОМПЕЙ ВЕЛИКИЙ
    Гней Помпей, один из выдающихся римских полководцев и политических деятелей, известен также и победами на море, в частности, успешной борьбой с пиратами.
  • МАРК ВИПСАНИЙ АГРИППА
    Римский военачальник и флотоводец Агриппа, с детства друг и советник будущего императора Октавиана Августа, прославился победой при мысе Акциум.
  • ХУБИЛАЙ
    Монголов всегда считали народом степным, не претендующим на славу мореходов. Однако в XIII веке флот, созданный по воле Хубилай-хана, дважды начинал вторжение в Японию, и только бурная погода помешала монголам овладеть островной империей.
  • ВАСКО ДА ГАМА
    Пять столетий тому назад Лиссабон был центром морских исследований. Португальские мореходы осваивали путь вдоль берегов Африки на юг. Они же проложили для европейцев морской путь в Индию и Юго?Восточную Азию. Руководил этой экспедицией, а затем и покорением Индии Васко да Гама.
  • КУНДЖАЛИ III
    Около пяти столетий заморины — правители Каликута (области на полуострове Индостан) — обеспечивали безопасность торговли Аравийского и Красного морей, поддерживали постоянные связи с портами Персидского залива и Африки. Однако появился авангард португальцев, которые намеревались основать империю и полностью овладеть Индийским океаном, что считали своим божественным правом. Первоначально они обосновались в Кочине на Малабарском берегу и сразу столкнулись с королевством Каликут, которое лежало севернее. Основные столкновения происходили на море.
  • АНДРЕА ДОРИА
    Андреа Дориа, генуэзский адмирал и государственный деятель, вошел в историю как упорный борец против врагов Генуи и против врагов христианства — мусульман.
  • ХАЙДРЕДДИН БАРБАРОССА
    Часто имя Хайдреддина Барбароссы упоминали в ряду пиратов. Однако он не был обычным разбойником. Талант военачальника и организатора выдающийся моряк продемонстрировал и как корсар, и как адмирал флота султана.
  • ФРЭНСИС ДРЕЙК
    Один из «пиратов королевы Елизаветы» и активнейший участник англо?испанской борьбы XVI века, Фрэнсис Дрейк отличился тем, что возглавил второе в истории кругосветное плавание, а в 1587—1588 годах стал одним из тех, кто руководил разгромом «Непобедимой армады».
  • ХУАН АВСТРИЙСКИЙ
    Случалось, что человек, не имевший большого морского опыта, однако умный и решительный, входил в историю именно как флотоводец. Такова была и судьба дона Хуана Австрийского. В Кипрской войне 1570—1573 годов, направленной против турок, дон Хуан возглавил объединенный флот «Священной лиги», в которую вошли Испания, Венеция, Генуя и суда папы римского. Благодаря престижу королевского имени и энтузиазму он смог скоординировать цели адмиралов лиги и соединить флоты в единую силу.
  • ДАНИИЛ ФЕДОРОВИЧ АДАШЕВ
    Столетиями берега Черного моря принадлежали татарам, затем море стало турецким озером. До Азовских походов кроме казаков лишь один из выдающихся полководцев и сподвижников Ивана Грозного, Даниил Адашев, нападал на берега Крыма.
  • ЛИ СУН СИН
    Весной 1592 года японские войска вторглись в Корею и вскоре овладели всей страной. Народ поднялся на борьбу. При помощи китайских войск захватчиков изгнали из Кореи. Победы над японским флотом, господствовавшим на море, одержал корейский флотоводец Ли Сун Син.
  • МАРТИН ТРОМП
    Мартин Тромп вошел в морскую историю как человек, решительно боровшийся против господства английского флота на морях. Флотоводец повесил на мачте своего флагманского корабля голик (веник) в знак того, что выметет английский флот с моря, и постарался выполнить это намерение.
  • РОБЕРТ БЛЕЙК
    Английский адмирал Роберт Блейк — один из примеров, показывающих, что хороший кавалерист во главе флота может оказаться не худшим флотоводцем, чем многие моряки.
  • МИХАЭЛЬ АДРИАНСЗОН РЮЙТЕР
    Большинство морских историков сходится во мнении, что голландский адмирал Рюйтер был одним из наиболее выдающихся флотоводцев всех времен и народов. Тактика и стратегия, которых он придерживался, в большинстве случаев приводили его к победе.
  • ДЖОРДЖ МОНК
    Монк прославился как один из наиболее блестящих полководцев Великобритании. Но он также был и флотоводцем, и политическим деятелем, которого считают архитектором реставрации Англии после республиканского правления.
  • АВРААМ ДЮКЕН
    Дюкена во Франции считают одним из наиболее заметных национальных морских героев. Однако при жизни в связи с религиозными убеждениями флотоводца его заслуги не были в полной мере оценены.
  • КОРНЕЛИС ТРОМП
    Корнелис Маартенсзон Тромп был сыном известного флотоводца, Мартина Тромпа. Однако славу он заслужил сам, командуя флотами в войнах против Англии, Франции и Швеции.
  • АНН ИЛЛАРИОН ДЕ ТУРВИЛЬ
    Выдающийся флотоводец, Анн Илларион де Константен де Турвиль отличился в морских сражениях того периода, когда французский флот еще был среди лучших.
  • ДЖОРДЖ РУК
    Три столетия опорой британского могущества являлся Гибралтар — порт и крепость на пути из Атлантического океана в Средиземное море. Овладел этой важнейшей базой Д. Рук.
  • ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ ГОЛОВИН
    В истории российского флота Федор Алексеевич Головин занимает особое место как дипломат, советник Петра I и одновременно первый русский по происхождению адмирал.
  • ДЖОН БЕНБОУ
    Имя Джона Бенбоу большинству читателей знакомо по названию гостиницы «Адмирал Бенбоу» из романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». Моряк, умерший от боевых ран и отличавшийся храбростью, стал популярным в Англии морским героем.
  • ФЕДОР МАТВЕЕВИЧ АПРАКСИН
    Несмотря на то что Россия до конца XVII века преимущественно была страной континентальной, нашлись люди, способные изучить морское дело. В качестве организатора постройки кораблей и обучения моряков выделился ближний боярин Петра I Ф.М. Апраксин, четверть века стоявший во главе флота.
  • ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (ПЕТР I)
    В конце XVII — первой четверти XVIII века Петр I, преобразовывая Россию, среди всех прочих забот первейшей считал заботу о создании могучего флота. А чтобы разбираться в морском деле, он изучил его, пройдя всю служебную иерархию от юнги до адмирала.
  • ДЖОРДЖ АНСОН
    Ансон вошел в историю как один из первых кругосветных мореплавателей, реформатор британского флота и боевой адмирал.
  • ЭДУАРД ХОУК
    Победа Хоука в 1759 году разрушила французские планы вторгнуться на землю Великобританию в ходе Семилетней войны.
  • ДЖОРДЖ БРАЙДЖЕС РОДНЕЙ
    Можно спорить о том, сам ли Родней применил ту тактику, с помощью которой добивался побед у мыса Финистерре и Доминики. Но нет сомнения, что эти его победы сыграли немалую роль в период войны США за независимость.
  • ФРАНСУА-ЖОЗЕФ-ПОЛЬ ДЕ ГРАСС
    Французский флотоводец де Грасс наиболее известен боевыми действиями его эскадры против англичан в Вест-Индии и у берегов Америки, когда шла война за независимость США.
  • ДЖОН БАЙРОН
    Дед известного поэта, Джон Байрон вошел в историю как открыватель новых земель и флотоводец.
  • СЭМЮЭЛЬ ХУД
    Адмирал Худ участвовал в англо-американской (1775—1782) и англо-французской (1792—1797) войнах. В 1793 году он командовал эскадрой, овладевшей Тулоном.
  • ПЬЕР АНДРЕ ДЕ СЮФФРЕН
    В замечательной серии морских столкновений с британским флагманом Эдуардом Хьюзом у берегов Индии и Цейлона в 1782—1783 годах Сюффрен игнорировал писаные правила и опыт и учил своих капитанов изолировать группы судов неприятельской эскадры и затем уничтожать их по очереди.
  • РИЧАРД ХАУ
    Адмирал Хау участвовал в нескольких войнах, но наибольшую славу принесло ему сражение при Финистерре, в котором флотоводец попробовал впервые применить тактику прорезания строя, которую со временем успешно использовал Нельсон и другие адмиралы эпохи парусного флота.
  • ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ
    Единственный моряк — кавалер ордена Святого Георгия I степени — В.Я. Чичагов проводил в жизнь необычную тактику: принимал атаку противника на выгодной позиции, чтобы одерживать победы малой кровью.
  • АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КРУЗ
    Применение резерва и указание командирам кораблей строить в ходе боя линию не по диспозиции в Керченском сражении морские писатели называют ушаковской тактикой. Менее известно, что за два месяца до сражения у Керченского пролива такую тактику применил А.И. Круз в Красногорском сражении.
  • ШАРЛЬ Д'ЭСТЕН
    Французский историк писал: «Храбрый, как его шпага, д'Эстен всегда был идолом солдата, идолом матроса; но нравственный авторитет его среди офицеров в ряде случаев оказывался весьма недостаточным, несмотря на явное покровительство, оказывавшееся ему королем». Этот недостаток авторитета, связанный с непрофессионализмом флагмана, сказывался в ходе боевых действий.
  • ДЖОН ДЖЕРВИС
    Английский адмирал Джон Джервис участвовал в различных боевых действиях, но особенно отличился, разгромив вдвое превосходящий испанский флот при мысе Сан-Винсент. Используя невозможность для подветренных кораблей прийти на помощь атакованным наветренным, Джервис с 15 кораблями добился поражения 27 неприятельских.
  • САМУИЛ КАРЛОВИЧ ГРЕЙГ
    С.К. Грейг известен как моряк и новатор в области кораблестроения. Немало он сделал для развития Российского флота. Но наиболее выдающимися его деяниями как флотоводца, удостоенного высших наград, явились победы при Чесме и Гогланде.
  • ЯН ГЕНДРИК КИНСБЕРГЕН
    Он командовал голландским флотом, получил многие высокие награды. Однако наивысшей наградой для себя адмирал Кинсберген считал орден Святого Георгия, полученный за сражения против превосходящего противника на Черном море.
  • ОСИП МИХАЙЛОВИЧ ДЕ РИБАС
  • ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ
    Ушаков Федор Федорович — адмирал, известен победами на Черном и Средиземном морях, а взятие Корфу явилось редчайшим случаем атаки сильной крепости преимущественно силами флота.
  • АДАМ ДУНКАН
    Английский адмирал Адам Дункан знаменит победой при Кемпердауне над голландским флотом. Но для российского читателя особенно интересно, что он командовал эскадрами, в состав которых входили русские корабли.
  • ФРАНСУА ПОЛЬ ДЕ БРЮЭС
    Вице-адмирал де Брюэс (Брюа) (1753—1798) в Абукирском сражении мужеством и решительностью искупил допущенные ошибки. Лишь бездействие арьергарда привело к поражению, которое легко могло стать победой.
  • ГОРАЦИО НЕЛЬСОН
    «Даже если бы мы взяли в плен десять парусников и позволили бы одиннадцатому удрать, имея возможность захватить в плен и его, даже тогда я не сказал бы, что мы добились успеха». Эти строки из письма Горацио Нельсон подтверждал решительными действиями во всех сражениях.
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕНЯВИН
    Д.Н. Сенявин происходил из семьи, славной военными и морскими традициями со времен Петра Великого. Однако его слава, полученная в боевых действиях на Черном и Средиземном морях, оказалась еще выше.
  • ПЬЕР-ШАРЛЬ ДЕ ВИЛЬНЕВ
    Адмирал Вильнев не раз имел шанс одержать победу в морских сражениях, однако не воспользовался этими возможностями и в значительной мере стал виновником двух великих поражений французского флота.
  • УИЛЬЯМ СИДНЕЙ СМИТ
    Писали, что в Англии сэра Сиднея Смита признавали рыцарем без страха и упрека. Однако при внимательном изучении его биографии скорее выявляется рыцарь плаща и кинжала, у которого неудачи перемежались с успехами, а действия на море — с дипломатическими.
  • ЖАН БАТИСТ ЭММАНУЭЛЬ ПЕРРЭ
    Всем известно, что Египетскую экспедицию возглавлял Наполеон Бонапарт, морскими силами командовал вице-адмирал Брюэс. Но мало кому известно, что была образована флотилия, которая приняла немалое участие в наступлении французских сил на Каир. Командовал ею контр-адмирал Перрэ.
  • ЭДУАРД КОДРИНГТОН
    Свыше полувека Кодрингтон состоял в британском флоте, участвовал в нескольких сражениях. Однако наибольшую славу ему принесло командование англо?франко?русской эскадрой, добившейся победы при Наварине.
  • ЛОГИН ПЕТРОВИЧ ГЕЙДЕН
    Выходец из Голландии, Гейден стал одним из выдающихся деятелей флота России и прославился победой при Наварине.
  • АЛЕКСЕЙ САМУИЛОВИЧ ГРЕЙГ
    А.С. Грейг был сыном знаменитого флотоводца времен Екатерины Великой. Однако свою известность он заслужил сам, отличившись и в знании морского дела, и в сражениях, и в научных трудах.
  • ТОМАС КОЧРЕН
    Томас Кочрен вошел в историю как британский моряк, воевавший за независимость Чили, Перу, Бразилии и Греции. Однако он был известен также и как ученый, и как писатель.
  • ЧАРЛЬЗ НЕПИР
    Адмирал португальского и английского флотов Непир отличился во многих сражениях, однако в историю вошел неудачей кампании флота, которым он командовал на Балтийском море.
  • МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ
    Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития.
  • ЭДМУНД ЛАЙОНС
    Лайонс был и боевым офицером, и образованным человеком, способным дипломатом. Но никакие способности не смогли помочь моряку добиться славы в Крымской войне.
  • ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ
    П.С. Нахимов показывал пример другим как образцовый офицер, образцовый командир и образцовый флагман. Наивысшим его достижением на море явилась Синопская победа.
  • ДЭВИД ГЛАЗГО ФАРРАГУТ
    Первый адмирал на флоте США, Фаррагут прославился не столько действиями в открытом море, сколько смелыми операциями на реках и в узких проходах.
  • НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ АРКАС
    Н.А. Аркас стал одним из выдающихся морских деятелей России, участником нескольких войн, создателем РОПиТ и пароходства на Каспийском море. Наиболее важен его вклад в возрождение Черноморского флота.
  • ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ БУТАКОВ
    Именно Г.И. Бутаков, служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их использования.
  • ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ТЕГЕТГОФ, КАРЛО ДИ ПЕРСАНО
    До середины XIX века Австрия пользовалась морскими силами итальянских государств. Когда же Италия обрела независимость и потребовалось создать два флота, австрийским флотоводцем стал Тегетгоф. А противником его оказался командующий флотом независимой Италии, граф Персано.
  • ДЖОРДЖ ДЬЮИ
    Победа над испанской эскадрой, подчинившая Соединенным Штатам Филиппины, сделала Дьюи знаменитым. Собственно, со сражения в Манильском заливе началось создание великой морской державы Соединенных Штатов Америки.
  • ПАСКУАЛЬ СЕРВЕРА
    Адмиралу Сервера не повезло. Он получил поручение с непригодными средствами осуществить почти невыполнимую задачу. Тем не менее он сделал все возможное, чтобы не посрамить чести испанского флота.
  • АЛЬФРЕД ТАЙЕР МЭХЭН
    Трудно назвать А.Т. Мэхэна великим флотоводцем, ибо он никогда не командовал эскадрой в море. Однако талантливо изложенная им в книгах теория владения морем вызвала стремление к укреплению морских сил и понимание значения флота не только в США, но и во всем мире.
  • ЮКО ИТО, ДИН ЖУ-ЧАН
    Два адмирала — японский и китайский — с начала до конца войны 1894—1895 годов являлись противниками и возглавляли враждебные флоты. Однако почему-то их биографии не отражены даже в энциклопедиях и для читателей начинаются с 1894 года.
  • СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ
    С.О. Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу — повышению боеготовности отечественного флота.
  • ХЭЙХАТИРО ТОГО
    Всем, кто знает о русско-японской войне 1904—1905 годов хотя бы по романам Новикова-Прибоя и Степанова, знакомо имя командующего японским Объединенным флотом. Однако немногие имеют представление о биографии адмирала Того, связанной с созданием японского флота.
  • ЗИНОВИЙ ПЕТРОВИЧ РОЖЕСТВЕНСКИЙ
    Цусимское сражение явилось трагедией как для России, так и для вице-адмирала З.П. Рожественского, которому досталась тяжелая миссия провести армаду кораблей через два океана к катастрофе.
  • САНЕЙЮКИ АКИЯМА
    Многократно описано Цусимское сражение. Всем известны флагманы и даже командиры участвовавших в нем кораблей. Но вряд ли широкому кругу российских читателей известно имя Акиямы, который разрабатывал план сражения с японской стороны. Прошло время — тайное стало явным.
  • ДЖОН АРБЕТНОТ ФИШЕР
    Одни считают Фишера тем человеком, который создал британский флот периода Первой мировой войны, другие порицают его за увлечение необычными проектами кораблей. Во всяком случае, роль этого выдающегося человека в создании морской мощи Великобритании весьма велика.
  • АЛЬФРЕД ФОН ТИРПИЦ
    Тирпица считают создателем большого флота, с которым Германия вступила в Первую мировую войну. Однако гросс-адмиралу так и не дали возможности управлять тем флотом, в организацию которого он вложил столько сил.
  • ФРИДРИХ ФОН ИНГЕНОЛЬ
    Адмирал Ингеноль командовал германским Флотом открытого моря в начале Первой мировой войны. Все его попытки активных действий сдерживали правительство и кайзер.
  • ДЖОН РАШУОРТ ДЖЕЛЛИКО
    Адмирал Джеллико, лорд Скала, командовал Гранд Флитом большую часть Первой мировой войны, включая Ютландское сражение. До сих пор историки спорят, мог ли флотоводец разгромить германский флот в бою.
  • НИКОЛАЙ ОТТОВИЧ ЭССЕН
    Адмирал Эссен, герой обороны Порт-Артура, много сделал для восстановления Балтийского флота России и успешно руководил им в начале Первой мировой войны.
  • МАКСИМИЛЛИАН ФОН ШПЕЕ
    Непродолжительная боевая деятельность вице-адмирала Шпее продемонстрировала, что хорошо подготовленные моряки способны легко победить равного по силам противника, но даже лучшие экипажи не в состоянии бороться с явно превосходящими по мощи кораблями следующего поколения.
  • РЕЙНГАРД КАРЛ ФРИДРИХ ШЕЕР
    Адмирал Шеер отличался решительностью действий. Однако обстоятельства не позволили ему добиться победы флота Германии над постоянно численно превосходящим Гранд Флитом Великобритании.
  • ФРАНЦ ФОН ХИППЕР
    Франца Хиппера многие считали лучшим из морских командиров Первой мировой войны. Он отличался смелостью, самостоятельностью, инициативностью, никогда не терял самообладания и ориентировался в сложной обстановке. Тем не менее ему так и не пришлось играть ведущую роль на флоте Германии.
  • ВИЛЬГЕЛЬМ СУШОН
    Располагая всего двумя кораблями, контр-адмирал Сушон сыграл в Первой мировой войне весьма важную роль. Он добился вступления Турции в войну на стороне Германии и успешно боролся скромными возможностями германо-турецких сил с численно превосходящими флотами Антанты на Черном и Средиземном морях.
  • ДЭВИД БИТТИ
    Адмирала Д. Битти называли лучшим английским флагманом Первой мировой войны. Не было флотоводца, который бы более прославился в крупных морских сражениях. К этой заслуженной славе моряк шел всю свою жизнь.
  • АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК
    У него было как бы три жизни. Общеизвестна последняя, неудачная, в роли верховного правителя России, закончившаяся расстрелом под Иркутском. Но долгие годы оставались малоизвестными ипостаси Колчака-ученого и Колчака-моряка.
  • ЭРИХ РЕДЕР
    В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал германский линейный флот, который не стал океанской мощью и был уничтожен во Второй мировой войне по частям.
  • УИЛЬЯМ ФРЕДЕРИК ХЭЛСИ
    Адмирал Хэлси был одним из немногих флотоводцев нового времени, для которых превосходство самолета над линейным кораблем стало очевидно еще до Второй мировой войны.
  • ЭНДРЬЮ КАННИНГХЭМ
    Командуя Средиземноморским флотом, почти три года Каннингхэм успешно боролся с итальянским флотом, продемонстрировав военные и дипломатические способности.
  • ИСОРОКУ ЯМАМОТО
    Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.
  • ЧЕСТЕР УИЛЬЯМ НИМИЦ
    Нимиц возглавлял в годы Второй мировой войны операции Тихоокеанского флота США. Обладая опытом командования подводными и надводными силами, он сумел руководить разными видами флота так, что добился победы над японским флотом.
  • ВИЛЬГЕЛЬМ МАРШАЛЛЬ
    Адмирала Маршалля считали выдающимся военно?морским тактиком. Однако противоречия с гросс-адмиралом Редером, который не терпел самостоятельно мыслящих подчиненных, помешали ему занять достойное место в германском флоте.
  • РАЙМОНД ЭЙМС СПРЮЭНС
    Спрюэнс был, вероятно, наиболее успешно действовавшим флотоводцем американского Тихоокеанского флота, отличившимся успехами от сражения при атолле Мидуэй до победы в Филиппинском море.
  • ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ КАНАРИС
    Адмирал Канарис внес немалый вклад в возрождение германского флота после Версальского мира. Но в историю он вошел более как руководитель германской военной разведки — абвера.
  • БРЮС ОСТИН ФРЕЙЗЕР
    Адмирал Фрейзер в годы войны командовал Флотом метрополии у берегов Великобритании. Прикрывая союзные конвои с грузами для СССР, его эскадра потопила «Шарнгорст».
  • ГЮНТЕР ЛЮТЬЕНС
    Только несколько месяцев адмирал Лютьенс командовал германским флотом, успел совершить всего три похода. Четвертый оказался для него роковым. Но именно этот поход на «Бисмарке» позволил Лютьенсу войти в военно-морскую историю.
  • КАРЛ ДЁНИЦ
    Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.
  • БЕРТРАН ХОУМ РАМСЕЙ
    Адмиралу Рамсею довелось как эвакуировать британский экспедиционный корпус в 1940 году, так и руководить морским десантом союзников в Нормандии в 1944 году.
  • ТЮИТИ НАГУМО
    С именем Нагумо связаны наиболее яркие успехи японского флота в первый период Второй мировой войны на Тихом океане.
  • НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ
    Н.Г. Кузнецов командовал ВМФ СССР в период его становления и важнейших испытаний. Разработанная им система боевой готовности помогла флотам выстоять в день нападения фашистской Германии.
  • СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ
    С.Г. Горшков вошел в историю как создатель отечественного ракетно?ядерного флота. Но путь к званию Адмирала Флота Советского Союза лежал через труды и военные годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы с вами, уважаемые читатели, познакомились с биографиями ста моряков, которые возглавляли флоты в сражениях и войнах, оказывали большое влияние на развитие морских сил в своих странах и во всем мире. Не все они носили адмиральские звания и регалии, ибо война на море появилась значительно раньше, чем слово «адмирал».
Деятельность флотоводца менялась от века к веку. Когда?то те, кто вел в сражение гребные эскадры древних Греции и Рима, могли видеть своего противника в лицо и сами нередко брались за оружие. В Средние века, с появлением артиллерии, расстояние между сражающимися кораблями возрастало все больше и больше, а абордажные бои становились реже и реже. От командующих флотами и эскадрами требовалось уже не столько умение воина, сколько знания, необходимые для морской службы. Шли столетия, и в начале XX века сражение вели нередко корабли, видевшие противника издали, у горизонта, а позднее — и за горизонтом. Все чаще флотоводцам приходилось руководить боевыми действиями с суши при помощи радиосвязи. Так действовали, в частности, Редер и Дёниц. Теоретическая подготовка, ставшая необходимым дополнением к морскому искусству, приобретала все большее значение. В ракетно?космическую эру, когда удары по берегу и другим кораблям суда наносят с больших расстояний, флагманы зачастую вообще оказываются за пределами воздействия оружия неприятеля. Однако не меняется та тяжесть моральной ответственности за судьбы кораблей и людей, которая лежала на флотоводцах с древнейших времен.
Далеко не каждый адмирал добивался успехов благодаря предложенным им новшествам. Тем более выделяются: Фемистокл и Перикл, как создатели морского союза и постоянного флота главной силы этого союза; Дуилий, десантные мостики которого сделали римские корабли с легионерами грозной силой в морских сражениях; Рюйтер, впервые прорезавший строй неприятеля и громивший отрезанную часть; адмиралы, первыми поставившие в два огня часть неприятельского флота, использовавшие брандеры и другие средства и способы ведения войны на море.
Благодаря теоретикам (П. Госту, Клерку, Мэхэну и другим) опыт предшествующих поколений приходил к следующим. В действиях В.Я. Чичагова, Г. Нельсона и других флотоводцев XVIII—XIX столетий видны отзвуки событий как весьма отдаленных, так и происходивших в годы англо?голландских войн. Но случалось, что тактические достижения прошлого забывали. К примеру, жесткое следование канонам линейной тактики в британском флоте, который считали образцом, долгое время не позволяло адмиралам вносить что?то новое, и маневры Рюйтера с большим трудом нашли свой путь к применению. Адмирал Бинг, казненный из?за неудачи в Менорском сражении, был лишь одним из многих, кто потерпел неудачу при попытке усовершенствования линейной тактики. На его счету есть и успехи, но в данном случае он столкнулся с серьезным противником, а подчиненные подвели его. Казнь его носила политический характер, но надолго заставила английских флотоводцев избегать новшеств в тактике.
В историю вошли десятки адмиралов, известных как крупными победами, сыгравшими серьезную роль в жизни их государств, так и серьезными поражениями. Последние также есть смысл рассматривать, ибо поражение — это противоположность победе, и при иных обстоятельствах победители и побежденные могли поменяться местами.
Велика ли личная вина Персано, если он, не получив достаточной подготовки, был поставлен во главе далекого от совершенства флота и получал неопределенные указания, которые не мог исполнить, имея помощников, которые с ним служили?
Многие адмиралы получали возможность продемонстрировать свои военные способности в единственном сражении и потому не так знамениты, как те, кто одерживал победу за победой. Иным не позволяли использовать флот как активное орудие их правительства, избегавшие рисковать дорогостоящими кораблями (Ингеноль, Шеер). Немногие, подобно Эссену, рисковали проводить свою линию в стратегии вопреки руководству страны.
Как правило, существовали адмиралы двух типов. Флотоводцы типа Нельсона решительно атаковали противника, нередко все силы вкладывая в рискованный, но сулящий громкую победу удар, как это было при Абукире, Копенгагене и Трафальгаре. При внезапном изменении обстановки эти блестящие победы могли стать поражениями, ибо во всех этих случаях чаша весов колебалась. Неудачи случались и у Нельсона, а увлекавшегося сражением Корнелия Тромпа неоднократно приходилось спасать.
Наиболее стабильных результатов добивались те адмиралы, которые не лезли в бой необдуманно, под влиянием эмоций, а терпеливо дожидались, когда сложатся благоприятные обстоятельства. Так действовал Рюйтер, который до времени скрывался при береге за мелями и камнями, но, получив попутный ветер, решительно атаковал и добивался победы над превосходящим противником.
Такую тактику применяли и более осторожные адмиралы, которые ставили своей целью добиваться стратегических задач при минимальных жертвах. Используя искусственные и естественные прикрытия, адмирал В.Я. Чичагов в Ревельском сражении отразил нападение вдвое большего шведского флота и нанес ему поражение, а затем вовремя появился на поле Красногорского сражения и блокировал шведов в Выборгском заливе.
Не всегда для решения стратегической задачи требовалось кровопролитное сражение. После нерешительного Эландского боя Чичагов заставил шведов укрыться до конца года на базе и овладел морем точно так же, как в предшествующем году С.К. Грейг, но с меньшими потерями.
Не всегда талантливые флотоводцы были людьми безупречной морали. К примеру, Лисандр в столкновении с гражданами Афин пошел на прямую измену. Далеко не безупречен оказался адмирал Нельсон, который не раз демонстрировал недисциплинированность и жестокое вероломство по отношению к жителям Неаполя. Взгляды адмиралов на мораль со временем менялись. Если в Средние века многие из них грешили откровенным пиратством и жестокостью (да Гама, Дрейк и многие другие), то позднее эти пиратские наклонности скрывались. Однако еще в середине XIX века англичане при набегах на берега России в ходе Крымской войны не гнушались грабежом и вели себя как в завоеванной колонии, а адмиралы не препятствовали своим подчиненным.
Изучение биографий адмиралов показывает, что многие из них получали высокие назначения на флоте, не располагая необходимой подготовкой. Часто при нехватке надежных моряков для командования эскадрами направляли кавалерийских начальников, видимо, считая их достаточно пригодными для командования в бою. Таковы были Блейк и Руперт в Англии, де Рибас в России, первые командующие германского броненосного флота, Дин Жу?чан во флоте китайском. Действия кавалерии, очевидно, признавали в какой?то мере подобным передвижению и бою эскадр. Однако морская служба не позволяла переносить опыт службы в сухопутных войсках и использовать его на море, и новоиспеченным флотоводцам требовалось время, чтобы освоить специфику морских сражений и получить знания, которые настоящие моряки приобретали за годы жизни. Де Рибас добивался основных побед на реках. Но победы Блейка и Руперта перемежались с поражениями. Дин Жу?чану так и не довелось стать победителем, а д'Эстен сделал гораздо меньше, чем мог.
Адмиралы, люди, как правило, опытные, часто решали широкий круг задач, включая дипломатические переговоры, штурм крепостей и высадку десантов. Классическим стало взятие Ионических островов и сильной крепости на Корфу силами преимущественно эскадры Ф.Ф. Ушакова. Но он же решал и важные политические вопросы, вплоть до подготовки конституции учрежденной им на Ионических островах республики. Генерал?адмиралу Ф.М. Апраксину приходилось не раз командовать боевыми действиями как на море, так и на суше, вести дипломатические переговоры с иностранными флотоводцами.
Многие адмиралы обладали достаточным образованием, чтобы сверх командования на море и на суше заниматься делами административными и кораблестроением, а то и научными работами. В России первым корабельным инженером являлся Петр Великий. Головин и Апраксин тоже руководили кораблестроением. В Англии Фишер, а в Германии Тирпиц стали создателями флотов из дредноутов. А.С. Грейг, кроме вклада в теорию и практику кораблестроения, известен как астроном.
История показывает, что необходимо и флот, и тех, кто будет им управлять в годы войны, готовить заранее. Наилучших результатов добивались адмиралы, начинавшие морскую службу с молодых лет и прошедшие ее с низших чинов до адмиральских. Среди таких были Тромпы и Рюйтер, Ушаков и Чичагов, Нельсон и многие другие, составившие славу своих флотов.
В наше время, когда постройка Российского флота, соответствующего статусу великой державы, еще впереди, следует подумать о будущих моряках и флотоводцах. Наполеон, Суворов и другие полководцы считали, что лучшей подготовкой для них служило изучение походов великих предшественников. Эта книга, дающая некоторое представление о выдающихся адмиралах всего мира, — одно из средств для предварительной подготовки будущих создателей и водителей отечественного флота.

Комментарии   

0 #1 Добряков Александр Александрович 12.01.2012 16:57
Интересно, почему в этой статье не упомянут адмирал Григорий Андреевич Спиридов, на мой взгляд он не менее достоин звания Победителя при Чесме,чем Орлов и Грейг.
И еще, мне кажется несколько не корректным, называть Н.О. Эсена и А.В. Колчака - флотоводцами одного поколения. И дело не 14-летней разнице в возрасте, а в том что Колчак считал себя учеником Эссена.

Недостаточно прав для комментирования