Понедельник, 20 Ноября 2017

Соцсети на верху

Торпедный катер "Г-5"

Купить СНПЧ А7 Вологда, оперативная доставка
Рейтинг:   / 39
ПлохоОтлично 
Торпедный катер "Г-5"

Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3

Размер файла 53.91 MB Закачек 12

Описание, история

Торпедные катера типа «Г-5» — проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4. Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Торпедные катера типа «Г-5»
 
G-5 Art.jpg
 
Основная информация
Тип Торпедный катер
Государство флага Союз Советских Социалистических Республик СССР, Испания Испания,
Флаг Финляндии Финляндия,
Флаг КНДР КНДР
Верфь завод № 194
Строительство начато 1933-1944
Параметры
Тоннаж 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Технические данные
Силовая установка 2 двигателя АМ-32
Винты 2 трёхлопастных винта
Мощность 2 х 850 л. с.
Скорость 51 узел полная

31 узел крейсерская

Экипаж 6 человек
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2x533-мм кормовых ТА
Зенитное вооружение 2x7,62-мм пулёмета ДА

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке — 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде. Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса — дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов — закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I — форпик; II — моторный; III — отсек управления; IV — топливный; V — жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату — 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную — 1 час, экономическую — 7 часов.
Горючее — бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта.
Электроустановка — две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) — который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5[1], где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Комментарии   

0 #1 леконце яков александрович 26.01.2012 19:33
спасибо
Цитировать

Добавить комментарий

Вы можете войти на сайт и оставить комментарий используя:
           


Защитный код
Обновить